12:3415 декабря 200412:34
84просмотров
12:3415 декабря 2004
Алексей Иванов: для аудитора клиент не всегда правАлексей Иванов стал первым российским партнером компании PricewaterhouseCoopers в Петербурге. Он не боится ни российских конкурентов, ни глобального аудиторского кризиса. Более того, он уверен,
Алексей Иванов стал первым российским партнером компании PricewaterhouseCoopers в Петербурге. Он не боится ни российских конкурентов, ни глобального аудиторского кризиса. Более того, он уверен, что никакого кризиса и нет.<br><br><b> – 15 лет назад PwC пришла в совершенно другую Россию. Бизнес был примерно такой: вагон тушенки из Владивостока отправляем в Брест, там меняем на туалетную бумагу, ее отправляем в Самарканд и меняем на дыни и т.д. С тех пор рынок сильно изменился, а насколько изменилось понимание вашей миссии в России? И как вы себя сейчас чувствуете?</b> <br><br> – Хорошо (смеется). Особенности нашей работы обусловлены развитием экономики страны. Вначале было сложно, но ситуация постепенно улучшается. Во-первых, рынок стал регулируемым, появились «правила игры». Во-вторых, компании сами стали понимать, что крупные инвесторы неизбежно потребуют от них отчетности по международным стандартам и её проверку аудитором мирового уровня. Развитие России сонаправлено с мировым, но идет гораздо быстрее. Тот путь, который западные страны проделали за 100 -150 лет, мы преодолели за 10.<br><br>Миссия PwC осталась неизменной – повышать стоимость бизнеса наших клиентов. А вот сами клиенты и те задачи, которые они ставят перед нами, конечно, поменялись радикальным образом. Мы начинали в России с работы, в основном, с «дочками» крупных мировых компаний. А сейчас из 20 наших крупнейших клиентов больше половины – российские компании. 10 лет назад самой востребованной услугой был аудит, а сейчас на долю аудита в составе доходов PwC в России приходится чуть больше половины, а остальное – на налоговые, юридические и другие консалтинговые услуги. <br>Динамичнее всего развивается спрос на консалтинг. Это связано с теми новыми задачами, которые приходится решать нашим клиентам - по управлению рисками, повышению эффективности бизнеса, в области налогообложения. Бизнес активно реструктуризируется, возникают холдинги, растёт спрос на консультации по совершенствованию организационной, информационной, юридической структуры.<br><br><b> – Такая работа предполагает достаточно высокий уровень развития систем управления у ваших клиентов. Значит ли это, что их круг по прежнему ограничен «монстрами»?</b><br><br>– Клиенты стали более искушёнными. Они лучше представляют себе, на какие вопросы мы как консультанты должны ответить. И хотя среди наших клиентов - крупнейшие российские компании, в последнее время к нам всё чаще обращаются и предприятия среднего масштаба. Компании, которые были бы полностью удовлетворены своим нынешним положением – редкость. Все заинтересованы в развитии, и значит - в привлечении финансирования. Средние компании - не исключение, они покупают аудит и другие услуги для повышения инвестиционной привлекательности своего бизнеса.<br><b> – Но «малому-среднему» не нужна нью-йоркская биржа. Зачем ему международные стандарты и дорогостоящий консалтинг?</b><br><br> – Нынешняя система отчетности не дает полной информации владельцам и инвесторам. Бизнесу для развития нужно финансирование, а чтобы его получить, нужна прозрачность. И это не зависит от размера фирмы. Четкое представление о бизнесе позволит собственнику увидеть возможности для повышения его эффективности и стоимости, а инвестору – адекватно оценить риски и возможности, связанные с этим бизнесом. В качестве примера приведу такой: Киотский протокол, недавно ратифицированный Россией, предусматривает, что снижение воздействия предприятия на окружающую среду может стать для него дополнительным источником финансирования. Значит, станет востребованной оценка этого воздействия.<br><br>Если говорить о МСФО, то скоро они будут обязательны для всех компаний. Банки уже готовят отчётность по МСФО. Принят в первом чтении Закон о консолидированной отчётности, обязывающий публичные компании отчитываться по МСФО за 2004 год. Полный переход российских компаний на МСФО ожидается к 2010 году, и наиболее дальновидные компании заблаговременно готовятся к этому переходу. Это позволит избежать ошибок и задержек в процессе подготовки отчетности по МСФО в будущем.
<b> –15 лет назад вы были на рынке одни. Сейчас у вас сотни конкурентов, предлагающих свои услуги по более низкой цене. Более того, они обвиняют «большую четверку», и вас, в том числе, в том, что вы заставляете клиентов переплачивать за брэнд.</b>
– Каждый клиент ищет то, что ему нужно. Понимаете, традиционный подход к аудиту – это проверка цифр в бухгалтерских документах. Мы же рассматриваем аудит более широко, то есть сначала осмысливаем бизнес клиента и связанные с ним риски, систему внутреннего контроля, которая есть у компании, и уже затем определяем объём детальной проверки цифр. Это позволяет давать клиентам рекомендации, которые действительно им полезны с точки зрения бизнеса и контроля.
<b>– Корпоративные скандалы последних лет показали, что громкое имя аудитора не спасает ни от ошибок, ни от злонамеренных действий менеджмента. Вы признаете, что имиджу аудита нанесен серьезный ущерб?</b>
- О кризисе аудита я бы не стал говорить. Ответственность за скандалы несут все участники процесса формирования отчётности – менеджмент компаний, законодательные органы, аналитики, аудиторы.
Эти скандалы выявили недостатки всей системы отчётности и заставили нас, аудиторов, переосмыслить свою роль в процессе развития компаний и рынков. Сейчас нам всем пора выбирать новые направления, по которым нужно двигаться. И некоторые ориентиры уже видны. Это и система сертификации внутреннего контроля, которая введена в США требованием закона Сарбейнса-Оксли и позволяет готовить достоверную отчетность на уровень «глубже». Это и стандарты социальной отчётности, отчеты об устойчивом развитии, и новый язык финансовой отчетности XBRL. Ряд российских компаний уже использует некоторые из перечисленных инициатив, которые не являются частью стандартной финансовой отчетности.
<b> – А насколько корректно применять международные стандарты на нашем рынке? Ведь у нас своя экономика.</b>
– Дело не в том, что они международные, а в том, что они логичные и более понятные для владельца и инвестора, требования которых в России и за рубежом не отличаются. Стандарты задают правила игры и формируют структуру управления, дальнейшее все равно зависит от руководства и персонала компании. Стремление же к прозрачности у наших компаний есть, и оно развивается все сильнее. Когда-то и МСФО и независимый аудит казались чужеродной экзотикой - сейчас это обычное дело. В этом есть и наша заслуга – PricewaterhouseCoopers принимает участие в процессе трансформации российских стандартов отчетности.
<b> – Фактически, вы формируете рынок сами для себя?</b>
– Рынок, и это установлено законом, будут формировать саморегулирующие организации. Сейчас в России восемь профессиональных аудиторских сообществ, мы состоим в двух из них. Думаю, рано или поздно останется одно, как это произошло в странах с развитой экономикой, которое и будет устанавливать правила, на основе консолидированного мнения всех участников.
<b> – Вас не пугает наступление «дешевых» конкурентов?</b>
– Российские аудиторские фирмы становятся всё более активными, в том числе в области международного аудита, и это позитивный процесс - ведь выигрывает в конечном итоге потребитель. Спрос на аудиторские и консультационные услуги со стороны российских компаний растёт, и его невозможно удовлетворить силами одной «большой четверки». Важно, чтобы за низкими ценами не стояло низкое качество услуг, поскольку это наносит урон бизнесу и репутации аудитора. Если кто-то продает «справки» под названием аудиторской проверки – это не наши конкуренты.
По закону аудитор должен быть независим от проверяемой организации. Образно говоря, для аудитора клиент «не всегда прав».
<b> – Как PwC строит свою кадровую политику в России? Есть у компании своя собственная система подбора и подготовки кадров?</b>
- К нам приходят работать выпускники ведущих российских вузов. В Петербурге основной поставщик кадров – Финэк, также мы сотрудничаем с экономическим факультетом Государственного университета, Инженерно-экономическим университетом и некоторыми другими. Мы набираем также стажеров – студентов последних курсов, которые имеют возможность уделять часть времени работе, из них около 80% после годичной стажировки остаются у нас работать.
Помимо студентов и выпускников мы привлекаем специалистов-практиков в области бухучёта и аудита, налогов, и т.д. Мы, безусловно, заинтересованы в таких специалистах, которые уже имеют опыт работы и могут принести дополнительную пользу и нам, и клиентам. Но основная часть набора у нас все-таки происходит на начальные позиции.
<b> – И как Вы оцениваете качество наших выпускников? </b>
- Практика показывает, что Финэк и Университет дают хорошие кадры. Не секрет, конечно, что есть вузы, в которых выпускники хорошие иногда не «благодаря», а «вопреки» тому образованию, которое они получают. Нашему офису особенно повезло, поскольку в Петербурге качественная интеллектуальная база. Общий уровень развития позволяет даже людям без экономического образования стать успешными в аудиторском бизнесе. Качество кадров в Петербурге очень хорошее, даже по сравнению с Англией, где я работал в течение 5 лет.