00:0006 декабря 200400:00
18просмотров
00:0006 декабря 2004
Буера соревновались в скорости и обеспечивали город продовольствием
<B>Буера соревновались в скорости и обеспечивали город продовольствием</B><BR>
СПб. Сто лет назад функции модного средства передвижения для "новых русских" выполнял буер.<BR>
Биография буера не ясна до конца. Традиционно считалось, что первый спортивный буер появился в Голландии. Однако некоторые энциклопедии утверждают, что вначале буерный спорт получил признание в США. Первый американский спортивный буер был построен в 1790 г.<BR>
"Метель" и "Елка"<BR>
В России буера применялись еще в XVIII в., правда только для промысловых целей -- северными поморами и рыбаками на Онежском озере. Начало же буерного спорта было положено в 1876 г.<BR>
Тогда в Петербургском речном яхт-клубе, имевшем мастерские, предназначенные для постройки и ремонта яхт, специально для гонок буеров была создана "Метель" длиной 7 м с площадью паруса 30 м2. Постройка этого буера обошлась в 315 рублей. Первые удачные выходы "Метели" на лед вызвали такой ажиотаж среди яхтсменов, что многие из них сами стали строить подобные средства передвижения.<BR>
Буера тех лет могли сильно отличаться размерами и площадью парусов, однако конструкция корпуса у всех была примерно одинаковой: на поставленной на три конька решетчатой деревянной раме лежа располагались члены экипажа.<BR>
Первая буерная гонка, организованная Петербургским речным яхт-клубом, была проведена в 1882 г. Среди шести ее участников был самый большой в то время буер "Елка" длиной 15 м с площадью паруса 190 м2.<BR>
"Петербургская газета" 18 января 1898 г. писала: "Петербургские буера очень похожи на американские. Наши спортсмены совершают иногда на этих буерах путешествие в Кронштадт, которое при хорошем попутном ветре осуществляют за 30-45 минут. В отношении ловкости и умения управлять петербургские буеристы не уступают, пожалуй, американским, у которых этот вид спорта развился в широких размерах". Успеху буерного спорта в Петербурге во многом способствовала хорошо поставленная реклама, систематически и интересно освещавшая спортивные достижения россиян и новости из-за границы.<BR>
На рубеже XIX-XX вв. состязания буеристов стали проводиться регулярно. В них участвовало не менее десятка экипажей. Спортивный журнал "Сила и здоровье" 26 декабря 1912 г. писал: "Едва только обширная водная поверхность Финского залива покроется достаточно прочным слоем льда, как яхтсмену представляется возможность заняться модным видом спорта".<BR>
<B>Под ружьем</B><BR>
В 1930-х гг. буера привлекались к выполнению учебно-боевых задач. Например, на зимних учениях Балтийского флота буера использовались для связи и ледовой разведки.<BR>
Однако по-настоящему оценили буер во время войны с Финляндией, зимой 1939-40 гг., когда акваторию Финского залива сковало толстым льдом от Ленинграда и почти до Хельсинки. В штабе Балтийского флота был сформирован буерный разведотряд для борьбы с лыжными диверсионными группами финнов.<BR>
Результат операции превзошел все ожидания. Огромная площадь залива хорошо контролировалась двумя-тремя дозорами буеров, которые практически не были заметны с воздуха, а при небольшой дымке и в снегопад -- и с берега.<BR>
Выполнял важные боевые задачи и буерный отряд на Ладоге. "Дорога жизни", проложенная недалеко от линии фронта, полностью простреливалась с берега и с воздуха. От взрыва снарядов и бомб в ледяном покрове образовывались лунки, которые затягивались тонкой ледяной корочкой. В результате автомобили и сани с грузом проваливались под лед.<BR>
Для предотвращения этого перед обозами пускали буера, которые размечали безопасный путь флажками и малозаметными с воздуха ацетиленовыми фонарями.
<P>
<B>факты</B><BR>
1876 год -- был построен первый петербургский спортивный буер