Речной бизнес развивается беспрограммно

По рекам и каналам плавает 1,5 млн человек

По рекам и каналам плавает 1,5 млн человек<BR> СПб. Большой петербургский сезон перевозок близок к завершению.<BR> По оценке Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга, около 1,5 млн петербуржцев и гостей города совершили прогулки по рекам и каналам города, воспользовавшись лодкой или речным трамвайчиком.<BR> Этот показатель почти вдвое превышает объем перевозок, зафиксированный всего 3 года назад. Впрочем, по другим, более оптимистическим, оценкам, по городу плавает гораздо больше народу. Помогают ему в этом 70 компаний, владеющих примерно 180 судами.<BR> Большинству компаний принадлежит лишь единственное плавсредство, водитель которого зачастую является и владельцем бизнеса. Благодаря столь многочисленной аудитории "водоплавающих" емкость местного рынка составляет $3-5 млн.<BR> <B>Под контролем губернатора</B><BR> В начале 1990-х на рынке частного извоза каждый работал кто во что горазд: достаточно было перевезти на один из многочисленных городских мини-причалов лодку и прикрепить к ней мотор. Более-менее упорядоченный рынок сложился лишь к середине 1990-х гг. Тогда город и попытался взять водный извоз под контроль. Постановление градоначальника Владимира Яковлева о лицензировании перевозок на внутреннем водном пространстве Петербурга, вышедшее в 1996 г., сделало процесс "отчасти управляемым".<BR> Сейчас, как сообщил корреспонденту "ДП" начальник Государственной инспекции маломерных судов Константин Пашинский, нет ни одного перевозчика, который работал бы без лицензии. В немалой степени эта заслуга принадлежит самим коммерсантам-речникам, которые сообщают в инспекцию о "леваках", подобным образом избавляясь от конкурентов.<BR> Выдают лицензию на право работать в сфере водного извоза два органа. На суда вместимостью до 12 человек -- петербургское отделение Российской транспортной инспекции, на другие -- служба лицензирования Волго-Балтийского государственного бассейного управления водных путей и судоходства.<BR> Для ее получения судовладелец должен представить судно (проверяются техсостояние, наличие спасательных средств, наличие зарегистрированного плавпричала) и доказать свою способность работать на выбранном поприще: проводится квалификационный опрос кандидата и плюс к этому от него требуется опыт (не менее трех навигаций).<BR> <B>Проблемы</B><BR> Несмотря на стремительные темпы развития, проблем в частном водном извозе хватает. В конце 2003 г. в Смольном состоялось совещание, на котором губернатор Петербурга Валентина Матвиенко потребовала увеличить налоговые отчисления в бюджет со стороны небольших судоходных компаний.<BR> Как сообщил корреспонденту "ДП" Константин Пашинский, несмотря на то что с 1996 г. этот вид деятельности полностью контролируется инспекцией, многие владельцы маломерных судов не платят налогов в бюджет. Также инспекцию весьма беспокоит проблема обеспечения безопасности движения катеров и лодок по рекам и каналам города.<BR> "Во-первых, их становится все больше и больше, в результате чего повышается риск аварии, -- говорит Константин Пашинский. -- Кроме того, большинство судов, которые курсируют по водным артериям города, -- это небольшие катера на четыре-пять человек. Среди них практически нет специализированных судов для перевозки пассажиров. Как правило, они переделаны из баркасов, спасательных шлюпок, а следовательно, не удовлетворяют современным требованиям безопасности".<BR> Одной из самых актуальных проблем по-прежнему остается перегруз лодок и катеров, когда, скажем, при номинальной вместимости в 12 человек в плавсредство сажают 15. Другой головной болью чиновников можно назвать заплыв маломерных судов в Неву, когда ночью по ней идут крупные корабли.<BR> В 2000 г. в такой ситуации утонула женщина, когда судовладелец не справился с управлением и врезался в караван судов, проходящих под мостом.<BR> <B>Без программы</B><BR> Целевой же программы развития маломерного флота Петербурга на сегодняшний день нет. По словам заместителя начальника Государственной инспекции маломерных судов Александра Камелина, подобный документ сегодня разрабатывается в Комитете по транспорту и в Комитете по туризму администрации Петербурга, но, когда он начнет действовать, пока не возьмется сказать никто. Если же верить слухам, то произойдет это не раньше 2006 г. <P> <B>Цифры</B><BR> 70 компаний занимаются извозом по рекам и каналам Петербурга<BR> Источник: "ДП" по данным компаний <P> <B>по закону</B><BR> 8 км/ч -- максимальная скорость движения по рекам и каналам Петербурга<BR> - Маломерным судам запрещается пересекать судоходные фарватеры по носу следующих по фарватеру транспортных судов, а также приближаться к этим судам на опасное расстояние и мешать их движению.<BR> - Плавание маломерных судов на акватории морского порта Санкт-Петербург осуществляется в строгом соответствии с "Обязательными постановлениями Морской Администрации порта Санкт-Петербург".<BR> - Лов рыбы на акватории порта со шлюпок, катеров и других маломерных судов запрещен.<BR> - При усилении ветра до 22 м/с движение всех судов на акватории порта прекращается.<BR> - Для прохода маломерных судов под мостами открыты дополнительные судоходные пролеты, обозначенные треугольными щитами вершиной вниз. Маломерным судам при наличии таких знаков пользоваться другими судоходными пролетами запрещается.<BR> - Скорость движения маломерных судов по рекам и каналам Петербурга не должна превышать 8 км/ч, а в районах производства берегоукрепительных работ -- 5 км/ч.<BR> - Всем маломерным судам при плавании между мостами Литейным и Троицким категорически запрещается приближаться в районе истока реки Фонтанки к левому берегу реки Невы на расстояние менее 50 м.<BR> - Выход судов из Фонтанки в Неву осуществляется только малым ходом.<BR> - При одновременном подходе к Прачечному мосту судов со стороны Невы и Фонтанки первым проходит мост судно, идущее со стороны Невы. Судно, идущее в это время из Фонтанки в Неву, обязано уменьшить ход или остановиться и принять меры для безопасного пропуска встречного судна по своему левому борту.