Роботы получили стальные нервы

Гуманоиды учатся на собственных ошибках

<B>Гуманоиды учатся на собственных ошибках</B><BR><br>СПб. "Только дураки учатся на своих ошибках, а умные учатся на чужих". Это сказано про людей. С роботами все совсем по-другому.<BR><br>Новая система управления человекоподобными роботами -- гуманоидами, которую создал начальник лаборатории искусственного интеллекта ОАО "Завод "Электропульт" Лев Станкевич, позволяет его металлическим подопечным учиться именно на собственных ошибках.<BR><br><B>Роботы с нервами</B><BR><br>Работа над гуманоидами в Петербурге идет уже несколько лет.<BR><br>Первые две модели, на создание которых ушло более $1 млн, были созданы на ОАО "Новая Эра" . Умели роботы немногое, и скоро из-за смены руководства работы по усовершенствованию гуманоидов были свернуты. Однако Лев Станкевич, руководивший в то время группой инженеров-разработчиков, исследования в области гуманоидных роботов с зачатками искусственного интеллекта не прекратил.<BR><br>Сейчас он разработал систему управления интеллектуальными роботами, основанную на нейрологических средствах, которые по своим функциям подобны нервной системе человека и позволяют в реальном времени гуманоидам учиться новому поведению.<BR><br>Большая часть работы проходит в теории, по расчетам Станкевича, для практической реализации его достижений потребуется 2-3 года и $2-3 млн. За такие сроки и деньги ученый готов создать на основе уже имеющихся наработок образец гуманоида для серийного выпуска. И тут же добавляет: "Японские и американские маркетологи просчитали, что первая фирма, начавшая производство коммерческих роботов, озолотится, так же как и первая фирма, начавшая производство автомобилей".<BR><br><B>Как человек</B><BR><br>"Тот робот, на котором мы закончили разработки на "Новой Эре", технологически был не готов к серийному выпуску, -- рассказывает Лев Станкевич. -- Исходная задача, которая перед нами стояла, -- сделать шагающего робота".<BR><br>"Первая конструкция представляла собой странное сооружение, у нее из ног в разные стороны торчали моторы, -- продолжает Лев Станкевич. -- Из-за внешнего вида этот робот был забракован, но на нем был отработан алгоритм походки. Перешли к конструированию второго робота. Было много "боев" с дизайнерами, поскольку робот должен был быть похож на человека. На этот раз приводы, которые пришлось разрабатывать самим, спрятали в суставы. Все детали были изготовлены на специальном оборудовании, которое позволяло "выпекать" их из сплава и придавать им любую форму. В итоге получился минимально ходящий (со скоростью около 30 см/сек.) робот, он мог видеть и слышать, понимал два десятка акустических команд (сесть, встать, вперед, назад). Система распознавания зрительных образов была очень слаба, робот различал только цветные объекты простых форм. Система управления телом была установлена внутри него, однако "мозга", который бы распознавал, у него не было, -- команды ему отдавались с удаленных компьютеров".<BR><br>Рост робота составлял 123 см. Высокие экземпляры оказались небезопасными. "Робот такой конструкции при росте 180 см весил бы около 90 кг. Упадет на кого-нибудь -- мало не покажется. Еще потребовалось бы года два, чтобы сделать из него продаваемую игрушку. В понятие "хорошая" я вкладываю следующие возможности: робот не должен падать, должен хорошо ходить и не задевать препятствия (для гуманоидов это самое главное свойство). Вторая функция -- возможность общения с человеком. Такой робот будет иметь беспроводную связь с Интернетом, а значит, сможет быстро найти нужную для общения информацию. К тому же просто поболтать -- тоже хорошо.<BR><br>Следующая функция -- возможность полезного труда: уборка помещений, игра с детьми, уход за животными. Если удастся установить разработанную нами систему управления, гуманоиды смогут сами обучаться новым задачам. Например, привезли с завода робота, а вы захотели научить его играть в футбол. Поставили перед ним мяч и дали команду ударить по мячу. С первого раза выполнить это задание робот не сможет, но когда через несколько попыток он это сделает, то запомнит правильную попытку и будет иметь навыки игры", -- объясняет Лев Станкевич.<BR> Быть или не быть?<BR> Попытки делать интеллектуальных роботов проводились и в Москве, и в нашем городе, однако коммерческими результатами не закончились.<BR> Лев Станкевич объясняет ситуацию отсутствием потребностей на гуманоидов в России: "Мы обращались с предложениями в Минобороны РФ, в Росатомэнерго, "Транснефть" -- никаких положительных результатов. Там не понимают, зачем нужно вкладывать средства в гуманоидов. Пока в эту сферу может инвестировать только частное лицо или иностранные компании. Хотя в нашей стране нет широкой прослойки потенциальных потребителей, нужно помнить, что промышленность, которая делает высокотехнологические игрушки, -- мировая, она не принадлежит одной стране. У нас есть шанс конкурировать в этой отрасли с мировыми производителями, но скоро этой возможности может не быть. Японцы, запуская заводы по изготовлению таких роботов, обещают уже в конце 2004-го -- начале 2005 г. их поступление в продажу. К 2012 г. они запланировали рынок роботов в несколько миллионов штук".<BR> <B>Друг человека</B><BR> Пока российские инвесторы не видят сферы применения для человекоподобных роботов, японцы отводят им главное место в сфере развлечений и услуг.<BR> "Основная задача японских роботов Qrio -- игра с детьми, помощь старикам, больным. Пока роботы вряд ли смогут выполнять серьезную работу. Это своего рода механический зверек с человеческим обликом. В будущем гуманоидные роботы смогут пылесосить, делать перестановку, включать и выключать свет и вообще делать работу, которая не нравится хозяину. А когда лет через 10-15 у гуманоидов появится гибкость человека, их можно будет использовать в самых разных сферах: выполнение тонких и точных работ в экстремальных ситуациях, на опасных объектах", -- рассказывает Лев Станкевич. <P> <B>цифры</B><BR> $2-3 млн -- бюджет проекта по созданию петербургского робота-гуманоида