Колеса наехали на гусеницы

Импорт теснит производство

<B>Импорт теснит производство</B><BR> СПб. Рынок лесозаготовительной техники фиксирует новую волну импорта колесных машин.<BR> Это связано с увеличением объемов лесозаготовок и повышением требований к мобильности. Пока российские предприятия пытались выйти из кризиса, зарубежные поставщики лесохозяйственной техники быстро поняли потребность российских заготовителей и в конце 90-х гг. начали "колесную" экспансию на местный рынок.<BR> Сегодня отношения между импортной колесной и отечественной гусеничной техникой накаляются -- российские заводы намерены побороться за свои позиции, усовершенствуя гусеничные машины и разрабатывая новые модели колесных.<BR> <B>Колеса против гусениц</B><BR> По данным на 2003 г., парк лесозаготовительных машин на северо-западе составляет 7 тыс. единиц техники, из них 10% приходится на зарубежную продукцию. Ее доля будет неизбежно расти, так как 70% машин российского парка нуждаются в модернизации или замене. Такие прогнозы делают специалисты Центрального научно- исследовательского и проектно-конструкторского института механизации и энергетики лесной промышленности (ЦНИИМЭ).<BR> "Парк машин, я думаю, не увеличится. Но произойдут изменения в структуре. Зарубежная колесная техника постепенно вытеснит отечественную гусеничную. Несмотря на то что в большинстве случаев идет импорт б/у машин, они оказываются качественнее. Наши производители смогут сохранить свои позиции только при целенаправленной политике на усовершенствование технических показателей своих машин", -- считает Михаил Андрюшин, специалист НТЦ лесопромышленных тракторов, погрузки и транспорта леса ЦНИИМЭ.<BR> Ежегодно в Россию ввозится 150-200 единиц техники. Средняя стоимость импортной б/у техники составляет $150 тыс., новой российской -- $30 тыс. На Северо-Западе борьба за рынок разгорелась между зарубежными поставщиками (Ponsse, Valmet, Timberjack, Caterpillar) и ОАО "Онежский тракторный завод".<BR> В советское время петрозаводское предприятие было монополистом не только на региональном, но и на российском рынках лесозаготовительной техники для мелких и средних лесов. Объем выпуска продукции достигал 12 тыс. единиц машин в год.<BR> В период перестройки предприятие переживало кризис. Только с конца 90-х гг. началось стабильное производство объемом 600-700 единиц гусеничной техники в год. В это же время в погоне за потребителем конструкторы завода разработали и создали первые опытные образцы колесной техники.<BR> Планы по запуску серийного производства пока остаются на бумаге.<BR> <B>Второй раз</B><BR> "Все зависит от финансирования, -- пояснил Геннадий Сельменский, заместитель директора по маркетингу и сбыту ОАО "Онежский тракторный завод". -- В 2003 г. у завода поменялись собственники, и их политика пока не ясна до конца. Возможно, будет принято решение о начале финансирования этого проекта. Тем более сейчас рынок для отечественных производителей сужается,.<BR> Хотя подобное уже происходило в 80-х гг., когда лесхозы стали закупать скандинавские машины. Но постепенно произошел спад импортных закупок, так как техника была дорогая, себя окупала долго. Сегодня пошла новая волна. Но гусеничные машины отличаются высокой проходимостью на всех категориях грунтов, в том числе на болоте и по снегу, а скорость движения по лесосеке приблизительно та же.<BR> Более того, после гусениц восстановление леса происходит в 9-10 раз быстрее, так как колеса сильнее утрамбовывают почву".