Разгрузка требует новейших технологий

Петербургский порт воюет с прибалтийскими портами

<B>Петербургский порт воюет с прибалтийскими портами</B><BR> СПб. Петербургский морской порт по росту грузооборота пока опережает конкурентов на Балтике. Но чтобы сохранить лидерство, необходимо ускорить внедрение современных портовых технологий.<BR> Перевалка грузов в пределах Большого порта растет 8-й год подряд, причем быстрее даже, чем предусматривалось в Генеральной схеме развития петербургского портового узла. По этой схеме в прошлом году прогнозировался по максимальному варианту грузооборот в 36,85 млн т, а в реальности он достиг 42,04 млн т. Никакой другой порт Балтийского моря еще не преодолевал 40-миллионную "планку".<BR> В январе -- августе текущего года петербургский порт увеличил обработку грузов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 23,7%. Это гораздо больше, чем у других крупных балтийских портов, за исключением быстрорастущего Приморска, который "отбирает" нефтегрузы не у Петербурга, а у прибалтийских наливных терминалов.<BR> Из шести основных портов Прибалтики только Таллин и Рига в нынешнем году показывают положительные результаты, а остальные идут в "минусе". Оба литовских порта -- Клайпеда и нефтетерминал Бутинге (актив "ЮКОСа") -- вместе снизили перевалку на 11%, причем август был особенно "провальным" и потянул вниз общие показатели. Клайпедский порт все больше теряет российский транзит (он дает уже менее десятой части оборота) и вынужден делать основную ставку на привлечение грузов из Белоруссии и Казахстана.<BR> В Финляндии морские порты в совокупности увеличили оборот лишь на 3,6%; примерно такой же рост и у столичного хельсинского порта. Только специализированный нефтепорт Порвоо выделяется высокими темпами.<BR> Вместе с тем пока петербургский порт намного отстает от балтийских конкурентов в применении современных грузовых технологий, которые бы обеспечивали эффективную погрузку-выгрузку разных видов грузов -- трейлеров и другой колесной техники. Однако небольшие сдвиги на этом направлении есть: ролкерная линия "СКФ Санкт-Петербург Лайн", которая с 2002 г. организована "Совкомфлотом" по направлению на германский порт Киль, за 8 месяцев 2004 г. увеличила накатные перевозки более чем вдвое по сравнению с тем же прошлогодним периодом.<BR> <B>Битва за уголь</B><BR> За экспортные угольные грузопотоки петербургскому порту серьезную конкуренцию оказывают только прибалтийские порты. Терминал в Усть-Луге не представляет серьезной конкуренции угольным портам на Балтике. Этот причал является первым и пока единственным действующим грузовым объектом порта Усть-Луга. Он был введен в эксплуатацию в конце 2001 г. по отсталой грейферной технологии, и способен за целый месяц отгрузить не более 30-50 тыс. т. Такого количества угля хватит на одно-единственное судно средних размеров. Лишь после завершения строительства действительно современного и глубоководного терминала Усть-Луга сможет подключиться к начавшейся "угольной войне" между прибалтийскими портами.<BR> <B>Взлеты и падения</B><BR> Летом прошлого года самый крупный в Большом порту Петербурга и во всей России ЗАО "Первый контейнерный терминал" (ПКТ) стал неожиданно снижать объемы перевалки, показав по итогам 2003 г. снижение грузооборота. Недополученные ПКТ контейнеры разошлись по другим петербургским стивидорам, а также портам Прибалтики и Финляндии. Удельный вес ПКТ в общей работе петербургских контейнерных стивидоров снизился, но на терминале продолжает выполняться большая инвестиционная программа, которая призвана довести его мощность до 1 млн TEU в 2008 г.<BR> В качестве сухогрузного порта Петербург наверняка останется абсолютным лидером как на Балтике, так и во всей России. За первые 8 месяцев 2004 г. через его причалы прошло 24,1 млн т сухих грузов (через новороссийский порт -- 13,2), т.е. примерно четверть сухогрузного оборота морских портов страны.<BR> <B>Дробление стивидоров</B><BR> Если в ряде других портов Балтийского моря ощутима тенденция к консолидации стивидоров, то в Петербурге произошло дробление главного организационного ядра -- ОАО "Морской порт Санкт-Петербург". Процесс перехода этой группы компаний к новому владельцу сопровождался сокращением числа участников холдинга. В его состав теперь входит только четыре из 28 стивидорных компаний, действующих в пределах Большого порта. Долевое участие ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" в общем грузообороте петербургского портового узла последовательно уменьшается. Если в 1999 г. эта доля составляла свыше 60%, то в 2003 г. она уменьшилась до 52%, а в 2004 г. (по итогам первых 8 месяцев) упала сразу до 28,6%. Это стало следствием перемещения ЗАО "ПКТ" в другую структуру -- Национальную контейнерную компанию. <P> <B>цифры</B><BR> грузооборот портов России за 8 мес. 2004 г., млн т (% к 8 месяцам 2003 г.)<BR> Санкт-Петербург 32,35 (+24%)<BR> Приморск 27,34 (+190%)<BR> Калининград 3,01 (+9%) <P> <B>цифры</B><BR> грузооборот портов стран Балтии за 8 мес. 2004 г., млн т (% к 8 месяцам 2003 г.)<BR> Таллин 25,50 (+8%)<BR> Вентспилс 19,46 (-2%)<BR> Рига 16,01 (+10%)<BR> Клайпеда 13,52 (-5%)<BR> Бутинге 5,94 (-22%)<BR> Лиепая 3,05 (-11%)<BR> <B>цифры</B> <P> <B>грузооборот портов</B><BR> Финляндии и Польши за 8 мес. 2004 г., млн т (% к 8 месяцам 2003 г.)<BR> Гданьск 16,08 (+8%)<BR> Порвоо 10,60 (+16%)<BR> Хельсинки 7,67 (+4%)<BR> Котка 5,62 (+1%)<BR> Наантали 3,95 (-3%)<BR> Хамина 3,73 (+9%)