11:3002 сентября 200411:30
90просмотров
11:3002 сентября 2004
Если к вам пришли с проверкойПредприятия проверяют десятки контролирующих органов: налоговая инспекция, Госторгинспекция, СЭС, органы МВД, Госпожнадзора и другие.
Предприятия проверяют десятки контролирующих органов: налоговая инспекция, Госторгинспекция, СЭС, органы МВД, Госпожнадзора и другие. Предлагаем внимательно ознакомиться с положениями Федерального закона № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». <br>Согласно п.5 ст.9 Закона для учета всевозможных проверок предприниматели должны вести Журнал учета мероприятий по контролю. Журнал представляет собой оформленный в соответствии с требованиями ФЗ «О защите прав юридических лиц» документ, который хранится у предпринимателя. Журнал должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя. В этом журнале проверяющие должностные лица обязаны записывать информацию о проведенном контрольном мероприятии, о его обоснованности и о выявленных нарушениях.<br>При любой проверке вы обязаны ознакомиться с распоряжением (приказом) органа государственного контроля (надзора), удостоверением личности проверяющего, названием его учреждения, телефоном. Распоряжение (приказ) о проведении проверки должно быть в подлиннике или в виде заверенной печатью копии. Сделайте ксерокопию этого распоряжения или приказа. Убедитесь, что проверку проводит именно то должностное лицо, которое указано в распоряжении (приказе).<br>Должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись в Журнале учета мероприятий по контролю, содержащая сведения о проведенном мероприятии по контролю, наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах и о выданных предписаниях, а также указывается фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись<br>При отказе проверяющего от заполнения Журнала учета мероприятий по контролю предприниматель вправе не допускать его к проверке. Наличие заполненного Журнала поможет предпринимателю и в случае апеллирования к различным инстанциям с жалобами на действия проверяющих.<br><br>Ограничение полномочий<br>Ст.8 Закона говорит об ограничении полномочий проверяющих. Не допускается проверка тех аспектов деятельности предпринимательских структур, которые не входят в компетенцию проверяющего органа. Проверяющие не имеют права требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов (могут изъять только нотариально заверенные копии).<br>При проверке качества продукции, в том числе и при проведении экспертизы, образцы (пробы) продукции берутся в установленных стандартами нормах и количествах и оформляются соответствующим актом.<br>Контролеры не имеют права осуществлять плановые проверки в отсутствии должностных лиц предприятия.<br>Ст.9 Закона устанавливает порядок оформления результатов проведенной проверки:<br>результаты проверки оформляются Актом в 2-х экземплярах (Налоговая Инспекция - в 4-х).<br>Даже если не выявлено нарушений, необходимо потребовать составления «чистого» акта, так как должностное лицо обязано отчитаться о проведении проверки - для того, чтобы вновь не пришли проверять внепланово.<br><br>Презумпция добросовестности<br>Впервые Федеральным законом введено понятие «презумпции добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя». Звучит красиво, и польза немалая. По сути, из этой нормы следует, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не признается нарушившим обязательные требования, если не установлено другое. Сам по себе факт, что к предпринимателю пришли контролирующие работники для проведения плановой проверки его деятельности, не свидетельствует о наличии каких-либо нарушений или злоупотреблений с его стороны. Следовательно, предприниматели или юридические лица не обязаны доказывать свою добросовестность или правомерность, если отсутствуют доказательства иного.
Это означает, что в случае конфликтной ситуации, в Арбитражном Суде именно орган государственного контроля должен будет доказать виновность предпринимателя. Суд же рассматривает не только само нарушение, за которое было наложено взыскание (штраф), но и на основании каких нормативных документов была проведена проверка.
Проверка может быть:
- плановая - раз в два года (п. 4 ст. 7 Закона);
- внеплановая - имеющая четкое обоснование (п. 5 ст. 7, Закона).
Проверки по предписаниям об устранении выявленных правонарушений относятся к внеплановым.
Следить за органами
сли вам предлагают дать объяснение, но вы не готовы, то вежливо откажитесь. За отказ от дачи объяснения ответственность не предусмотрена, но если вы считаете, что действия проверяющего не правомерны, то в этом случае будет необходимым для вас отражение в акте проверки объяснения по этому поводу. Не отказывайтесь от подписания документа. Рекомендуем свою подпись обязательно сопровождать словами: "с актом не согласен" (в случае если есть для этого основания). В чем не согласны, вам в дальнейшем, при необходимости, может подсказать юрист.
Субъектам предпринимательства следует особо следить за соблюдением государственными органами (их должностными лицами) предписаний закона, касающихся проведения мероприятий по контролю, поскольку нарушение практически каждого из них при наличии определенных условий может служить основанием для признания акта недействительным в судебном или административном порядке.
Полезно знать следующее:
1. Для работников всех контролирующих органов, а также правоохранительных органов права определены действующим законодательством, и выходить за рамки закона они не имеют права. «Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий
(бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо» (п. 1 ст. 65 Арбитражно-процессуального кодекса РФ).
2. Статья 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что о совершении административного правонарушения составляется протокол уполномоченным на то должностным лицом. Это означает, что протокол, составленный лицом, не уполномоченным законодательством, не имеет юридической силы.
3. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. (Конституция РФ ст. 50 п. 2). Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и НЕ МОГУТ быть положены в основу решения суда.
<b>Наталья Булычева</b>, генеральный директор НП «Центры делового развития»