Владимир Фейертаг: "Джазом можно заработать"

СПб. Вышел первый номер журнала JazzART. По словам главного редактора издания Владимира Фейертага, у джаза в России до этого никогда не было своего печатного органа.

СПб. Вышел первый номер журнала JazzART. По словам главного редактора издания Владимира Фейертага, у джаза в России до этого никогда не было своего печатного органа.<BR><br>-- Владимир Борисович, зачем вам журнал?<BR><br>-- Просто хотелось, чтобы появился наконец красивый информативный журнал о джазе. Это, кстати говоря, совершенно неприбыльно.<br><P><br>-- Это правда, что вы занялись джазом исключительно в противовес классическому музицированию?<BR><br>-- После классических пьес и гамм, которые я обязан был отбывать по настоянию родителей -- они были оба классические музыканты -- патефонная музыка, которую слушали наши соседи по коммуналке, казалась мне прелестной. Это были всякие фокстроты, танцевальная музыка, эстрадный джаз -- Эллингтон, Утесов, Цфасман. Я хорошо подбирал на слух, поэтому все это играл. А во время войны, в эвакуации, я выступал в госпитале. Я тогда учился в 3-4-м классе, играл попурри на всякие популярные фокстроты, довоенные песни, и мне за это столько грамот дали, сколько я ни разу не получил потом.<br><P><br>-- Это было началом музыкальной карьеры?<BR><br>-- Нет, мне надоело учиться музыке, и я пошел в университет. После филфака преподавал немецкий язык, было тоскливо. И я поступил в музыкальное училище при консерватории и окончил теоретико-композиторское отделение. Поэтому у меня смесь филологии и музыки.<br><P><br>-- В чем это выражается?<BR><br>-- Я писал эстрадную музыку. На аранжировках, на своих композициях построил кооператив, и тогда мои родители ахнули: надо же, за такую мелочь, "не музыку", платят, а они, академические музыканты, не могут столько заработать. Мой папа говорил: "Ты хорошо это делаешь, но серьезный человек этим заниматься бы не стал".<BR><br>Даже когда я стал лектором Ленконцерта, вел педагогическую работу, он все равно говорил: все это кончится, джаз твой запретят...<BR><br>-- А он разве не был неофициально запрещен?<BR><br>-- Государство относилось к джазу двойственно. Он никогда не был запрещен официально, просто шла борьба с космополитизмом. Но поскольку контролеры плохо знали эту музыку, мы обманывали, писали: "Обработка народной негритянской песни", а на самом деле это был какой-нибудь Гершвин.<br><P><br>-- А сейчас джаз популярен?<BR><br>-- Не думаю, что он в России очень популярен, но у него есть своя аудитория. И ее можно расширять, если учитывать вкусы народа.<BR><br>Джазовый музыкант, если он профессионал, выживает за счет того, что он чуть-чуть "опускается" до этих вкусов. К примеру , не любит музыкант Summer time, уже ненавидит, зато публика любит. Стоит это сыграть, и все будут орать.<BR><br>Вообще, далеко не каждый музыкант умеет продавать себя. Это ведь искусство. По большому счету, этим должен заниматься хороший менеджер. А у нас их попросту нет.<BR><br>И не учат этому толком -- знания можно вложить, а культура, которая должна за всем этим стоять, отсутствует.<br><P><br><B>Биография</B><br><P><br><B>Владимир Фейертаг</B><BR><br>- Родился в 1931 г. в Ленинграде.<BR><br>- Окончил филологический факультет ЛГУ (1954) и теоретико-композиторское отделение музыкального училища<BR><br>им. Н.А. Римского-Корсакова (1960).<BR><br>- Еще студентом университета, собрал джаз-оркестр.<BR><br>- В 1960 г. вместе с барабанщиком Валерием Мысовским по просьбе ленинградского отделения издательства "Музыка" опубликовал брошюру "Джаз", ставшую первой книгой о джазе на русском языке.<BR><br>- Член Союза композиторов (1989), заслуженный деятель искусств России (1991), обладатель приза Уиллиса Коновера ("Голос Америки").<BR><br>- Владимир Фейертаг считается одним из самых авторитетных отечественных джазовых критиков.<BR><br>- В 2001 г. выпустил первую в истории российской джазовой библиографии энциклопедию -- "Джаз. XX век".<br><P><br><B>кстати</B><br><P><br>- В журнале JazzART публикуются размышления джазовых критиков, интервью с персонами мира искусства, особое место занимают до сих пор не изданные (или не переведенные на русский язык) статьи по истории джаза.<BR><br>- Есть страницы, где о джазе говорят известные люди, которые к нему имеют только косвенное отношение.<BR> - Тираж издания -- 999 экземпляров. Это максимальный тираж, который освобождает от необходимости регистрировать печатный орган в Минпечати РФ.<BR> - Распространяться JazzART будет в джаз-клубах, музыкальных магазинах, фестивальных центрах.<BR> - Журнал будет выходить раз в квартал, поэтому на страницах издания будут освещены только самые значительные события в мире джаза за этот период.-<BR> - Недостаток актуальности любители джаза могут компенсировать за счет электронного издания "Полный джаз" (www.jazz.ru), с которым JazzART сотрудничает.