18:5216 июля 200418:52
105просмотров
18:5216 июля 2004
Смольный попал в «десятку» КоганаНовым главным архитектором Петербурга стал Александр Викторов, заместитель начальника Управления государственной вневедомственной экспертизы.
Новым главным архитектором Петербурга стал Александр Викторов, заместитель начальника Управления государственной вневедомственной экспертизы. В околоархитектурных кругах считают, что ему помог небезызвестный в Петербурге предприниматель Владимир Коган.<br><br>Несмотря на то, что главного архитектора выбирали тайным голосованием, другим кандидатам не досталось ни одного голоса. Всего было 10 кандидатов. Среди голосовавших были вице-губернаторы Виктор Лобко, Михаил Осеевский, Сергей Тарасов, Александр Вахмистров. Теперь кандидатуру Александра Викторова теперь должна утвердить губернатор Петербурга Валентина Матвиенко.<br><br><b>Не архитектурное решение</b><br><br>До 16 июля, дня выборов главного архитектора, в числе лидеров архитектурного соревнования назывался чаще всего Юрий Митюрев, которого для участия в конкурсе делегировал городской Союз архитекторов. Кроме него, в победители прочили Виктора Полищука, заместителя председателя КГА и временно исполняющего обязанности председателя комитета, и председателя правления ОАО «Российские коммунальные системы» Юрия Бакея.<br>Однако победа досталась «темной» лошадке забега Александру Викторову. Никто из архитекторов не смог назвать хотя бы один объект, который построил свежеиспеченный председатель КГА. Заведующая кабинетом архитектуры в Союзе архитекторов Петербурга Зарифа Ивкина заявила, что в их организации никто не знает, что строил Александр Викторов. Один из претендентов на пост председателя КГА генеральный директор ЗАО «Игл Групп Санкт-Петербург» Владимир Григорьев предположил, что Викторов занимался проектами паркингов и другими небольшими сооружениями. Один из четырех экспертов, привлеченных к работе конкурсной комиссии, ректор петербургского государственного архитектурно-строительного университета Юрий Панибратов также затруднился назвать конкретные объекты победителя. «Я знаю, что он строил жилые дома, когда был архитектором Петроградского района», - сказал он.<br><br><b>Раздвоение личности</b><br><br>Председатель конкурсной комиссии Виктор Лобко после того, как был выбран председатель КГА, сообщил, что человек, который станет председателем КГА, одновременно должен быть и чиновником, и творческим работником.<br>«Комиссия решила, что Александр Викторов, среди всех заявленных претендентов, явился наиболее подходящей кандидатурой на роль главного архитектора и председателя Комитета, причем, на последнюю в большей степени. Он имеет несомненный опыт административной работы, был районным архитектором, знает работу Комитета изнутри. Занимаемый им пост заместителя начальника Управления государственной вневедомственной экспертизы тоже немаловажен в данном случае. <br>У него меньше архитектурного опыта и, собственно, проектов, чем, например, у Юрия Митюрева, однако опыта административной работы больше. И тайно голосовавшие посчитали, что это важнее. О стилевых пристрастиях главного архитектора речи вообще не было. У него и не должно быть стилевых пристрастий. Это должен быть человек широких взглядов»,- сказал один из приглашенных комиссией экспертов Владимир Попов.<br>«Это не важно, чем знаменит Александр Викторов. Комиссия дала понять, что администрации нужен чиновник. Например, Александр Вахмистров сказал, что Смольный выбрал именно председателя КГА, а не главного архитектора Петербурга», - согласился с ним генеральный директор ЗАО «Игл Групп Санкт-Петербург» Владимир Григорьев.<br><br><b>Рука Когана</b><br><br>Представители строительных компаний, пожелавшие остаться неназванными, полагают, что одержать победу в конкурсе Александру Викторову помог не его опыт административной работы, а поддержка известного петербургского банкира Владимира Когана, занимающего пост председателя наблюдательного совета ОАО «Промышленно-строительный банк». Они также заявляют, что предугадать победу Викторова могли еще месяц назад. В качестве косвенного подтверждения этой версии называется то, что Коган и Викторов являются выпускниками петербургского государственного архитектурно-строительного университета (в прошлом ЛИСИ). Ректор этого учебного заведения Юрий Панибратов подтвердил, что оба они закончили этот ВУЗ. «Может, они даже учились вместе и в одно время, но утверждать этого я не могу, надо посмотреть документы», - сказал он.
<b>Вкусы</b><br>
Немаловажным в дальнейшей архитектурной жизни Петербурга является мнение первой леди нашего города. О ее пристрастиях можно судить по дому, в котором поселилась Валентина Матвиенко. Этот новый дом расположен на Тверской улице. Он спроектирован архитектором Герасимовым.
Экс-главный архитектор Олег Харченко назвал этот дом «самым удачным современным проектом». По словам Харченко в 1990-х в центре города практиковались «фоновые архитектурные решения, так как в то время было стремление к максимальному компромиссу. Однако к середине 90-х годов стало понятно, что это тупиковый ход. Общество ждало новаций, и архитекторы уже «освоились». Таким примером стал жилой дом на Тверской Герасимова. Этот архитектор более смел творчески, чем все остальные».
Этот «стеклянный» дом стоит рядом с церковью в стиле «модерн», напротив него дом в «эклектике», рядом же расположена «сталинка». По деталям строение Герасимова органично вписывается во все вышеперечисленные архитектурные решения, разбросанные во времени. Ходят разговоры, что заказчики навязывали контекстуальный, то есть фоновый, стиль, однако архитекторы настояли на современности.
<b>Ленинградское дело</b><br>
Комитет по градостроительству и архитектуре Петербурга в его нынешнем виде был организован в 1991 году.<br>
До Олега Харченко, его предшественниками было шесть главных архитекторов Петрограда-Ленинграда-Петербурга.<br>
Два последних – Геннадий Булдаков (1924-90) и Сергей Соколов.<br>
Булдаков был главным архитектором даже дольше чем Харченко – целых 16 лет - с 1971 по 1987 годы. Руководил разработкой Генерального плана Ленинграда и Ленинградской области 1986 г. Ключевые моменты этого генплана – формирование новых жилых районов северного и южного побережий Финского залива, защита города от наводнений, строительство кольцевой автомагистрали вокруг города.
Сергей Иванович Соколов руководил архитектурной политикой города три года, - с 1988 по 1991.
«Моим предшественникам, работавшим в советский и постсоветский период, пришлось не легче, чем мне, - говорит Олег Харченко. - Например, Сергей Иванович Соколов попал в тяжелые года разрушения общества, конфликта по поводу «Англетера» и т.д. Вообще тогда архитектуру обществу подсунули в качестве объекта критики. До Соколова 17 лет главным архитектором был Булдаков. Ему можно было не бояться за отсутствие работы – государственных заказов было много, строительство тогда воспринималось как символ здоровья общества. Однако в плане реализации проектов было скучно из-за их однообразия».
"Булдаков был градостроителем, он, по сути, не занимался проектированием зданий. Придерживался в хорошем смысле консервативного стиля. В последние 10 лет работы занимался генпланом города. Соколов прошел школу строительства в Гипрогоре, он тоже архитектор градостроительного плана.
Неправильным было бы сказать, что у них была тенденция к фоновому строению. Они оба, и в большей степени Булдаков, были приверженцами традиций петербургской градостроительной школы, у которой много особенностей и говорить о которых можно бесконечно долго",- поведал президент Союза архитекторов Петербурга Владимир Попов.
<b>Харченко занимался стратегией</b><br>
Олег Харченко руководил петербургской архитектурой целых 13 лет.
«Когда я начинал работать главным архитектором, страна менялась, менялось и лицо заказчика, - из государственного в собственническое. Появились такие понятия, как инвестпроект, появилась возможность рассчитывать на появление нестандартных решений в архитектуре. Ведь государство всегда стремилось усреднить затраты и ограничить их. В то же время в тот период наблюдалась неготовность архитекторов к чему-то новому. Архитекторы из бывших государственных проектных институтов уходили в частный бизнес, ютились на чердаках. Сейчас уже можно назвать целый ряд фирм, по качеству работ достойных зарубежных - мастерские Герасимова, Митюрева, Григорьева, Земцова.
Первые инвестпроекты были завязаны на центре города. Было построено несколько домов в ретро стиле, опять же, из-за отсутствия тогда современных материалов и творческой смелости. Дом на реке Карповке архитектора Шендеровича, на Каменноостровском, 56 Герасимова в соавторстве со мной, здание «Облсбербанка» на Невском проекта Новаха и еще более 15 объектов, - все это фоновые архитектурные решения»,- рассказал Олег Харченко.
Однако постепенно обстановка менялась. К числу творческих удач современных архитекторов помимо дома на Тверской,6 Харченко причисляет Дом на Невском, 135, здание гостиницы «Эмеральд» и дом на Мичуринской, 4. Из новых еще не реализованных проектов - торговый центр на Казанской, 5 (архитекторы Рейнберг и Шаров) и вторую сцену Мариинского театра.
«Удачные проекты приписываются архитекторам, их спроектировавшим, а все неудачи, - главному архитектору. Но именно последний решает, удачный этот проект, или неудачный, стоит ли работать над ним дальше, или нет. Все эти проекты – это мой выбор. Многие архитекторы и сейчас говорят мне спасибо за удачные реализованные проекты»,- заметил Олег Харченко.
Своих собственных архитектурных предпочтений Харченко определять не стал: «В последнее время мне приходилось решать стратегические задачи. Последние три года я занимался генеральным планом города. Для меня было важно сформировать в обществе понимание того, что мы не должны смотреть только назад. Петербург исторически – инновационный город, и только пауза советского периода вынудила архитекторов отстать от всего мира.
В современной мировой архитектуре нет понятия стиля, архитекторы сейчас вращаются в сложном море информационных потоков, и каждый выбирает для себя свои собственные направления. В должности главного архитектора главное, чтобы архитектура была уместна, чтобы новые строения не унижали «соседей», которым по 150-200 лет. Главное, добиться целостности впечатления от города».
<b>Есть мнение</b><Br>
Анализ современной архитектурной ситуации в Петербурге дал Валерий Нефедов, директор Архитектурного института Петербургского государственного архитектурно-строительного университета:
«Стилей в городской архитектуре может быть много. Вопрос только в том, сможем ли мы построить что-либо, достойное XXI века, либо будем пафосно считать, что живем в Петербурге XVIII века, поэтому и строить все будем «по старинке».
И главный архитектор, кто бы он ни был, не в состоянии один ответить на этот вопрос. Необходимо менять систему принятия решений в целом. Сейчас, чтобы установить любую решетку на фасаде, требуется подпись главного архитектора. Это в корне неверно. Необходимо отдать часть полномочий главного архитектора его районным коллегам. Стратегия развития, развитие инфраструктуры, судьба исторического центра, - вот что должен контролировать главный городской архитектор лично, опираясь на градостроительный совет. Вопросы более простого уровня могут решать и районные архитекторы. Децентрализация части функций «главного» на районы была бы примером европейского подхода к решению многих проблем. Кроме того, главный архитектор должен способствовать проведению в городе конкурсов на новые архитектурные решения. Конкурс на строительство второй сцены Мариинского театра – первый случай в нашем городе достойной попытки архитектурного прорыва. И в большей степени только авторитет Валерия Гергиева способствовал этому прогрессу.
Другой минус современного домостроения – отсутствие достойного разговора о жилой застройке в новых кварталах. Сейчас существует диктатура застройщика, который предпочитает строить многоэтажные многосекционные дома, что не способствует созданию жилой среды. На деле необходимо возвращение человека на землю, как в прямом, так и в переносном смысле. В Европе уже давно строят дома преимущественно среднеэтажные, причем разные по конфигурации. Наши же длинные секционные дома оставляют открытыми огромные пространства, которые даже дворами не назовешь. Их невозможно благоустроить, сделать «обитаемыми». И в этом вопросе главный архитектор может сыграть решающую роль».
<b>Инфобоксы</b><br>
Булдаков Геннадий Никанорович (1924-90) народный архитектор СССР (1984), действительный член АХ СССР (1988). Главный архитектор Ленинграда (1971-87). Основные работы (с коллективом авторов); генеральный план Ленинграда (1960), проект реконструкции Синопской набережной (1980-е гг.), станция метрополитена "Гражданский проспект" (1978) - в Ленинграде.
Соколов Сергей Иванович (р. 1940) Главный архитектор Ленинграда с 1988 по 1991 г.
действительный член РААСН, заслуженный архитектор РФ, лауреат Государственной Премии РФ, кандидат архитектуры.
Госпремию получил за проект Международного офисно-коммерческого центра "Атриум на Невском, 25". Соавторами Сергея Соколова были Никита Явейн, Виталий Антипин, Павел Соколов и Эдуард Тышерский. По мнению членов Комиссии по присуждению Государственных премий, «работа… может служить эталоном профессионального решения многоаспектных задач реконструкции в историческом центре города. Авторы проекта приспособили бывший жилой дом для новых функций, оснастили его современным инженерным оборудованием и техникой и увеличили площади здания в 1,5 раза».
Харченко Олег Андреевич. Родился в 1948 году в Горьковской области. Школьные годы провел в ГДР, по месту службы отца. Образование - Академия художеств им. Репина.
Демобилизовавшись, поступил на работу в Ленпроект. Проектировал объекты здравоохранения. Был руководителем мастерской. В 1988 году назначен заместителем начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Легорисполкома. С 1991 года - главный архитектор Санкт-Петербурга, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре.
Автор и соавтор ряда проектов зданий и сооружений, в числе которых – клиническая больница НИИ травматологии и ортопедии им. Вредена, кинотеатр «Подвиг» в Колпино, жилой комплекс «Зеленый остров» на Крестовском острове, жилой дом на Каменноостровском пр., 56, Ушаковская развязка и др.
Александр Викторов, заместитель начальника Управления государственной вневедомственной экспертизы, имеет свою мастерскую, В КГА занимал пост архитектора Центрального района.
Один из его проектов - строительство причала в Купеческой гавани Петергофа. Территория Купеческой гавани - 12 тыс. га. Разработка и подготовка территории ведется с 1993 года.
Запланированы причал для метеоров, яхт-клуб, кафе, рестораны.
Александр Викторов описывая проект отмечал, что «Это будет полностью новострой, но выдержанный в стилистике Петергофа». Основная цель проекта - создание максимально удобного пути из Петербурга в Петергоф для туристов.
<P><div align="right"><b> Василий Латенко, Наталия Веденеева</b>, dp.ru, 16 июля 2004 года</div>