Филармония рискует по-крупному

Юрий Шварцкопф о деньгах

<B>Юрий Шварцкопф о деньгах</B><BR> СПб. Филармония закончила сезон. Главный не творческий итог -- консервативное учреждение культуры сработало в плюс. <P> О том, каково зарабатывать деньги на классической музыке, рассказал директор Санкт-Петербургской академической филармонии Юрий Шварцкопф. <P> -- Юрий Алексеевич, одним из главных событий минувшего сезона стал приезд Клаудио Аббадо. Чего стоило филармонии привезти дирижера такого масштаба?<BR> -- Дорогого стоило. Мы вынуждены были делать высокие цены на билеты, чтобы просто выйти в нули. На Аббадо нам не надо зарабатывать. Бюджет строится так: заработать немножко на аргентинском танго, на балетных вечерах, эти деньги "бросить" на Аббадо. По этому принципу, кстати, всегда жило искусство Советского Союза, когда Госконцерт привозил звезд эстрады, зарабатывал деньги, а потом на эти деньги привозил исполнителей классического жанра. <P> -- Одна из старейших филармонических традиций -- абонементы. Она по-прежнему жизнеспособна?<BR> -- Абонементы -- основа концертного сезона. В каждом -- пять-шесть концертов, подкрепленных договорами. Мы вынуждены на каждый абонемент делать единый бюджет. Ни один из них не нацелен на прибыль -- лишь бы не убыток. Те, кто покупает абонементы, выигрывают финансово, поскольку в открытой продаже билеты стоят дороже. Но если раньше не купивший абонемент не попадал на концерт, то сегодня в среднем абонемент раскупается на 50% зала. <P> -- Не так давно вышла книга директора "Метрополитен-Опера" Рудольфа Бинга -- настоящее руководство по выживанию для его коллег... Так вот, Бинг говорит о держателях престижного понедельничного абонемента, обеспечивающих финансовую стабильность театра. У вас нет идеи открыть абонемент с именами уровня Аббадо?<BR> -- Есть. Но и они не способны покрыть расходы. Сегодня музыкант экстра-класса стоит $200-300 тыс., профессионал -- от $10-15 тыс. А сколько мы платим отечественным звездам? $100-150. При этом представители среднего и старшего поколения за честь считают здесь выступать и никогда не спрашивают про гонорар. А молодые, учившиеся здесь великолепные музыканты с удовольствием приезжают, но называют только западный гонорар. Я иногда тихо им завидую.<BR> Мы сейчас активно изучаем, как живут и работают филармонии западных стран, их абонементы, концертные планы, внимательно следим за победителями престижных конкурсов. Потому что во многом из-за информационного вакуума мы мало знаем о том, что происходит в исполнительском мире. Раньше, если приезжал победитель конкурса Чайковского или Маргариты Лонг, это было качество априори. Публика это знала, народ ломился. Сейчас в мире проводится огромное количество конкурсов, и звание лауреата стало размыто, обесценилось, публику оно совершенно не привлекает. <P> -- У филармонии есть агенты за рубежом, которые работают на вас в плане поиска исполнителей?<BR> -- Специальных агентов нет. Но если оркестр Темирканова работает с BMG, то это агентство имеет своих исполнителей, и их нам зачастую рекомендует. Предложения поступают из самых разных мест. Иногда мы соглашаемся, иногда нет. Проблема в том, что исполнители, широко известные на Западе, у нас совершенно неизвестны. <P> -- До какой степени оправдан риск, связанный с новыми именами?<BR> -- Риск бывает двойной -- финансовый, за который я поставлен отвечать перед Министерством культуры, и творческий. Если говорить о последнем, то Юрий Хатуевич Темирканов как художественный руководитель филармонии очень болезненно к этому относится и, когда есть 50% риска, старается не рисковать. Хотелось бы, чтобы не было разрыва между анонсом "звезды" и реальностью. Но вот года два назад мы показывали троих молодых и малоизвестных певцов из Италии. Большого ажиотажа не было, но концерт прошел хорошо, публика их прекрасно принимала. Прошло два с небольшим года -- и певца, которого мы тогда впервые привезли в Россию -- Хуана Диего Флореса, -- Паваротти называет своим преемником. В музыкальных магазинах все полки заставлены его дисками. Кто тогда из критиков его заметил?<BR> -- Как можно минимизировать риски?<BR> -- Риск есть всегда. Нам работать намного сложнее, чем, например, Московской филармонии. Потому что там есть свои исполнители -- более 30. У нас же нет ни одного своего солиста, кроме двух коллективов, которые дают максимум 100-110 концертов в сезон в Большом зале против 240. Как можно строить концертную работу в организации, где свои творческие коллективы дают меньше половины концертов, при этом в статье расходов бюджета, который определяет Министерство культуры, ни рубля нет на приглашение гастролеров -- на гонорары, приезд, проживание. А в номере того же Аббадо должно быть все: от пармезана до горького шоколада определенных сортов. Потом, когда приезжают звезды такого уровня, где они должны жить? В "Европе", "Астории". Они хотят летать с ассистентам, с женами, с пятью сопровождающими -- все это ложится на голову директора. <P> <B>биография</B><BR> <B>Юрий Шварцкопф</B><BR> - Родился 24 февраля 1947 г. в Ленинграде.<BR> - Окончил Ленинградский филиал Московского полиграфического института и Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии.<BR> - Работал директором Драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской, исполнительным директором Мариинского театра.<BR> - С сентября 2000 г. -- директор Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича.