09:5713 июля 200409:57
4349просмотров
09:5713 июля 2004
Налогообложение транспортных услуг, оказываемых нерезидентом РФНередко при оказании транспортных услуг иностранными компаниями возникает вопрос о необходимости налогообложения доходов, полученных от резидентов Российской Федерации
Нередко при оказании транспортных услуг иностранными компаниями возникает вопрос о необходимости налогообложения доходов, полученных от резидентов Российской Федерации<br><br>В соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации являются, в том числе, и иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации.<br><br>Объектом налогообложения по налогу на прибыль для таких иностранных организаций согласно ст. 247 НК РФ признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.<br><br>Подпунктом 8 п. 1 ст. 309 НК РФ предусмотрено, что доходы, полученные иностранной организацией в связи с осуществлением ею международных перевозок (если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью этой иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.<br><br>При этом под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.<br><br>Подпунктом 4 п. 2 ст. 310 НК РФ предусматривается, что налог с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, не удерживается у источника выплаты доходов, в случае выплаты доходов, которые, в соответствии с международными договорами (соглашениями), не облагаются налогом в Российской Федерации при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ.<br><br>На сегодняшний день Россией заключены соглашения об избежании двойного налогообложения с 156 странами, и правовой основой урегулирования вопроса об избежании двойного налогообложения в каждом конкретном случае должно служить соглашение, подписанное между Россией и страной компании-нерезидента. <br><br>Так, например, вопросы налогообложения между Российской Федерацией и Правительством Королевства Испания в настоящий момент регулируются Конвенцией «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал», утвержденной 16.12.1998 в Мадриде. И в соответствии с данной конвенцией (п. 1 ст. 7) доход этой организации, полученный от российской компании, не будет облагаться налогом на прибыль организаций, если у рассматриваемой иностранной организации отсутствует постоянное представительство на территории РФ. Однако для этого в соответствии с п. 1 ст. 312 НК РФ иностранная организация должна представить подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым у Российской Федерации есть международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, заверенное компетентным органом соответствующего иностранного государства. Если такое подтверждение составлено на иностранном языке, должен быть представлен также перевод на русский язык. <br><br>Другим аспектом проблемы налогообложения доходов от оказания транспортных услуг компанией-нерезидентом является взимание НДС. И здесь следует исходить из того, что согласно п. 1 ст. 157 НК РФ при осуществлении перевозок пассажиров, багажа, грузов автомобильным транспортом налоговая база определяется как стоимость перевозки.<br><br>Согласно подп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации. Положения указанного подпункта применимы и к транспортным перевозкам. В связи с этим стоимость услуг по перевозкам в части, приходящейся на перевозки по территории России (т.е. после пересечения товаром границы РФ), облагается НДС в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом данной главы.
Вышеуказанная налоговая база определяется налоговыми агентами, которыми, в свою очередь, признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах и приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.
Таким образом, при оплате счета за перевозки российскому налоговому агенту (Обществу) необходимо удержать и перечислить в бюджет НДС за счет средств, причитающихся транспортной компании. В налоговую базу по НДС должна быть включена стоимость услуг по перевозке груза по территории РФ. В случае отсутствия информации о стоимости перевозки груза по территории РФ в документах, представляемых иностранной организацией, Обществу необходимо запросить эту информацию. Кроме того, стоимость указанных услуг может быть рассчитана пропорционально расстоянию, пройденному транспортным средством по территории РФ.
Однако, принимая во внимание имеющуюся судебную практику (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.05.2003 № А43-8676/02-16-384), согласно которой перевозка как вид деятельности не охватывается перечнем, указанным в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ, в данном случае необходимо руководствоваться п. 2 ст. 148 НК РФ. В соответствии с данным пунктом местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих работы (оказывающих услуги), не предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 1 ст. 148 НК РФ, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) оказаны через это постоянное представительство) либо места жительства индивидуального предпринимателя. Таким образом, по мнению суда, в случае, если иностранная организация фактически не находится на территории РФ, объект налогообложения НДС отсутствует.
<div align="right"><b>Вера Лисун</b><br>
Управляющий директор по общему и банковскому аудиту <br>
ООО «БДО Юникон Северо-Запад»</div>