11:1212 июля 200411:12
5просмотров
11:1212 июля 2004
«Пятна» будут продавать на торгахОсенью в Петербурге появится закон о налоговых льготах для инвесторов. Предпочтение будет оказываться эффективным предприятиям. Полный текст интервью с Вадимом Тюльпановым
СПб. Осенью в Петербурге появится закон о налоговых льготах для инвесторов. Предпочтение будет оказываться эффективным предприятиям. Депутаты уже отменили ИТК, помогли малому бизнесу, узаконили региональную марку на спиртное. Теперь они хотят развивать ипотеку и тесно сотрудничать с чиновниками – чтобы законы были качественными и действенными.<br>О том, что законодателям предстоит сделать и что уже сделано для улучшения режима наибольшего благоприятствования бизнесу города, рассказывает председатель Законодательного собрания Петербурга Вадим Тюльпанов.<br><br><b>- Итоги нынешнего парламентского года: какие законы экономического характера наиболее удачны, какие стали просто декларативными?</b><br>- Их немного, потому что они достаточно сложно разрабатывались. Я бы назвал 5 законов. К тому пришлось много времени уделить рассмотрению законов социального плана.<br>Почти 10 месяцев после принятия в первом чтении мы работали над законом о предоставлении объектов недвижимости города под строительство и реконструкцию. Я считаю, что это революционный для Петербурга закон. Самое главное в этом законе - отмена ИТК. Уходит в прошлое келейность решений инвестиционно-тендерной комиссии. «Пятна» будут продаваться на торгах, и город получит больше доходов в бюджет.<br><br> Ипотечное кредитование в большей степени – вопрос федерального законодательства. Но и город должен помочь ее развитию…<br> У нас 290 тыс семей (около 15 % петербуржцев) проживают в стесненных жилищных условиях – менее 10 м2 на человека - и нуждаются в их улучшении. <br>Помощь города может быть разной – от предоставления квартир очередникам, до предоставления ипотечных кредитов. Мы начали с губернаторского законопроекта о содействии в улучшении жилищных условий горожан. Такой закон нужен для того, чтобы определить тех граждан, которые нуждаются в поддержке Петербурга. Согласно закону, учитывать будут граждан, проживших в городе в общей сложности 10 лет, обеспеченность жилой площадью которых не превышает 10 м2 на человека. Тех, кто попадет в категорию очередников, будут получать квартиры из городского фонда. Он, кстати, будет сформирован за 1-2 года благодаря закону о предоставлении объектов недвижимости города под строительство и реконструкцию, который предусматривает целевое выделение «пятен» под жилую застройку при условии передачи Петербургу 10 % квартир. <br><br><b>- Вам пришлось исправлять ошибки прошлого года – жесткий по отношению к малому бизнесу закон о едином вмененном доходе (ЕНВД)…</b><br><br>- Закон, принятый в прошлом году, вызвал большое недовольство представителей малого бизнеса. И в него пришлось вносить изменения: уменьшить коэффициенты для отдельных видов деятельности, ввести дифференциацию по территориальному признаку (дополнительного снизить коэффициенты для некоторых пригородных районов), ввести сезонные понижающие коэффициенты. Кроме того, с 1 июля 2004 года из-под действия закона выведены предприятия общепита. Облегчив налоговое бремя для малого бизнеса, мы сохранили их. А это в свою очередь, позволит принести в доходную часть бюджета около 1 млрд рублей.<br><b>- Принятый на прошлой неделе закон об арендой плате несколько месяцев был «камнем преткновения» законодателей, социально значимых предприятий и Смольного…</b><br>- Это очень важный закон. Я согласен с губернатором и вице-губернатором Юрием Молчановым: из 22 категорий социально значимых предприятий многие получают льготы по аренде, а занимаются другими видами деятельности. За примерами далеко ходить не надо – я сам знаком с такими предпринимателями. Теперь закон предусматривает: если в уставе организации прописан помимо основного еще и иной вид деятельности, льгот по аренде она не получит. Это справедливо: город не должен дотировать тех, кто занимается доходным бизнесом.<br>Кроме того, согласно закону, при формировании бюджета на год закладывается предельная сумма льгот, которые может предоставить город. Бюджет считает свои выпадающие доходы. В 2003 и 2004 году они составили, по подсчетам КУГИ, около 2,4 млрд рублей. Такой же лимит будет заложен и в бюджете 2005 года.
<b>- Но несмотря на столь плотное сотрудничество исполнительной и законодательной власти, есть ряд законопроектов, судьба которых вызывает сомнения. Например, законопроект об ограничении застройки Крестовского и Каменного островов. Его третье чтение пройдет теперь уже осенью, но уверенности в том, что губернатор его подпишет, нет?</b>
- Этот законопроект очень нужен, и он своевременный. Как предоставлялись «пятна» на Крестовском острове, непонятно: там всегда была парковая зона. И строительство в таком месте приносит застройщику колоссальную прибыль. Но для города – это невосполнимая потеря.
<b>- А если губернатор его не подпишет, ЗС будет преодолевать вето?</b>
- Сложно сказать. В последнее время губернатор практически не ветирует законы, со ссылкой «нецелесообразно». Она обычно возвращает нам законы с коррективами, и мы потом можем их принять в новой редакции. В данном случае, скорее всего, так и будет: если закон вернется в ЗС, то с поправками, которые мы сможем принять либо все, либо частично – посмотрим.
<b>- На следующий парламентский год у Законодательного собрания и Правительства уже есть совместный план законотворческой деятельности. Какие наиболее существенные проекты заложены в него для экономического блока?</b>
- В первую очередь, закон о государственной поддержке инвестиционной деятельности в Петербурге. Он еще разрабатывается рабочей группой из депутатов и чиновников. Проект закона предусматривает комплекс льгот, которые будут предоставляться в зависимости от экономического эффекта работы предприятия. Такой закон – как и все проекты в этом совместном плане – наша инициатива. Комитет по законодательству собрал все предложения субъектов законодательной инициативы и направил их в Смольный. Правительство отобрало из почти 150 законопроектов 47, которые предлагается разработать и принять в 2004-2005 годах.
<b>- То есть со Смольным удалось наладить конструктивное сотрудничество?</b>
- Да, раньше у нас около 40 % законов ветировалось без поправок, со ссылкой на их нецелесообразность. Сейчас такого нет. За 2004-2005 год было принято 167 законов, из них 98 – депутатские законодательные инициативы, 41 – муниципальных советов, 38 – губернатора. И подписано губернатором 105 законов, 25 – подписаны после повторного рассмотрения – в новой редакции. И только в 11 случаях было преодолено вето губернатора. Причем, 9 преодолений вето пришлось на период перед выборами губернатора, во время «относительного безвластия».
<b>- Однако, в последнее время при принятии губернаторских законопроектов создается впечатление, что давление Смольного на депутатов очень сильно. Например, при корректировке бюджета, принятии пакета законов по ЖКХ на обсуждении поправок приходили не только вице-губернаторы, но и председатели комитетов, их заместители, юристы Смольного. </b>
- Я наоборот считаю, что так лучше. Значит, они серьезно относятся к делу. Во-первых, раньше губернатор – Владимир Яковлев – вносил гораздо меньше законопроектов, чем сейчас Валентина Матвиенко. А защищал их только представитель губернатора. Сейчас «плюс» в том, что приходит профильный вице-губернатор, который разбирается в своей отрасли и может квалифицированно ответить на вопросы депутатов, пояснить суть законопроекта.
Если говорить о пакете законов по ЖКХ, то я не назвал бы это давлением. Просто депутаты отстаивали свои поправки, которые по их мнению улучшали законы. Но не все эти поправки были приняты. Тем не менее, нам удалось увеличить социальную норму, внести еще ряд корректив. Кроме того, в законе о найме жилья мы провели норму о том, что плата за найм утверждается городским законом, а не Правительственным нормативным актом. И такой законопроект уже разработан и принят в первом чтении. До 1 октября его откорректирует рабочая группа.
<P><div align="right"><b> Ольга Федина</b>, dp.ru, 12 июля 2004 года</div>