Вести аптечный бизнес без валерьянки сложно

Аптекарей периодически лихорадит от стандартов

<B>Аптекарей периодически лихорадит от стандартов</B><BR> СПб. Факторы риска как источники и причины нарушения экономической безопасности компаний в большинстве случаев одинаковы для всех видов бизнеса. <P> Однако существуют и специфические риски.<BR> По мнению опрошенных "ДП" руководителей аптечных сетей, изменение отраслевых стандартов (ОСТ) и есть тот самый риск, который может свести на нет аптечный бизнес. Дело в том, что отраслевые стандарты определяют, в частности, площадь аптек и киосков. Так, разница в размерах между действующим до марта 2003 г. и новым ОСТ составляет 24 м2 в сторону увеличения площади. При этом за последние 3 года ОСТ менялись 3 раза.<BR> <B>Фальсификаты</B><BR> Риск потери лояльности потребителя из-за фальсификатов, по словам опрошенных, еще достаточно велик. Доля фальсификатов на петербургском лекарственном рынке по разным оценкам составляет от 10 до 20%. Разработка же системы защитных мер требует существенных затрат как средств, так и времени.<BR> <B>Персонал</B><BR> Работа в аптеках требует специального образования. В связи с расширением, например, сети аптек потребность в специалистах при планах открыть до конца года более 20 аптек исчисляется цифрой 300. Провизоры и фармацевты, по словам владельцев аптек, нынче в дефиците. Проблема усугубляется на фоне стремительного старения персонала.<BR> Бизнес-модели<BR> Восприятие потребителем аптеки достаточно консервативно. Это место, где за прилавком стоит фармацевт и на вопрос "есть ли у вас что-то от кашля?" перечисляет все, что есть на эту тему. Введение новых моделей не всегда может адекватно восприниматься потребителем. Даже успешный опыт зарубежных коллег не гарантирует, что это приживется на местной почве. Так, некоторые аналитики называли среди причин возникших финансовых проблем несколько лет назад в одной из аптечных сетей внедрение так называемой американской модели, когда продаются преимущественно витамины и биодобавки. <P> Продолжение темы "Риски в бизнесе" читайте в следующих выпусках "Менеджера". Свои размышления можно оставить на www.dp.ru/forum в рубрике "Тема" <P> <B>кстати</B><BR> УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ в Петербурге, которые готовят провизоров и фармацевтов<BR> - Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия<BR> - Фармацевтический базовый колледж <P> <B>есть мнение</B><BR> Ирина Ермаченкова, эксперт по организационному развитию, ООО "Институт проблем предпринимательства":<BR> "Как показывает практика, далеко не всегда решение об открытии новых торговых точек основывается на данных маркетинговых исследований. Как результат -- появление в аптеках, расположенных в районах с низкой покупательной способностью населения, дорогостоящих товаров, редко пользующихся спросом. Отдельного внимания заслуживают информационные потоки в системе управления и в структуре "центральный офис -- филиалы". Консультантам часто приходится слышать жалобы сотрудников на недостаток на местах информации о проблемах и достижениях компании в целом". <P> Общие риски:<BR> - политическая ситуация в стране;<BR> - угроза девальвации рубля;<BR> - изменения налогового законодательства;<BR> - вмешательство власти в дела бизнеса;<BR> - принятие топ-менеджментом неверных управленческих решений и т.д.