00:0015 июня 200400:00
19просмотров
00:0015 июня 2004
В России нет законодательства, регулирующего франчайзинговые отношения
В России нет законодательства, регулирующего франчайзинговые отношения<BR>
СПб. Право торговать или оказывать услуги под своей торговой маркой передают уже не только зарубежные компании, но и российские предприятия.
<P>
По данным Российской ассоциации франчайзинга, ежегодно прирост договоров возрастает на 20%.<BR>
Франчайзинг -- это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании.<BR>
Компания делает первоначальный взнос владельцу торговой марки, затем выплачивает ежемесячные взносы, при этом сама оплачивает затраты на создание бизнеса. Бывает, что владелец торговой марки предоставляет выгодные скидки на важные поставки.<BR>
Впервые франчайзинг появился России в 1993 г., когда Baskin Robbins продал первую франшизу. В Петербурге и на Северо-Западе франчайзинг активно распространился в последние 2 года.<BR>
<B>Первые ласточки</B><BR>
ЗАО "Фабрика одежды Санкт-Петербурга" и СОАО "Регион" создали сеть фирменной торговли на основе десятка частных магазинов. По схеме франчайзинга также работают сети быстрого питания KFC, "Елки-Палки" и др.<BR>
В то же время McDonald's, которая во всем мире работает по системе франчайзинга (80% из 30 тыс. ресторанов -- франшиза), в нашей стране все делает самостоятельно: рестораны строит и сырье производит.<BR>
Директор по связям с общественностью "Макдоналдс" в России (ЗАО "Москва Макдоналдс" и ООО "Макдоналдс") Светлана Полякова пояснила, что работать по классической франчайзинговой схеме мешает, во-первых, несовершенство российского законодательства, оставляющего неурегулированными отношения между держателем франшизы и франчайзи. И, во-вторых, на сегодняшний день компания "не видит потенциальных франчайзи, которые могут работать на уровне "Макдональдс".
<P>
<B>по закону</B><BR>
- Франчайзер -- тот, кто лицензирует или продает свою торговую марку, ноу-хау и производственную систему.<BR>
- Франчайзи -- тот, кто платит франчайзеру первоначальный взнос и сервисную плату (роялти) за права на бизнес.<BR>
- Франшиза -- предприятие, существующее в соответствии с франчайзинговым договором.<BR>
- Сервисная плата (роялти) -- периодические выплаты, производимые франчайзи еженедельно или ежемесячно франчайзеру за продолжительное использование торговой марки и операционных систем ведения бизнеса.
<P>
<B>есть мнение</B><BR>
Дмитрий Сундюков, юрист АКГ "Что делать Консалт":<BR>
"Есть два опасных момента, связанных с франшизой. Во-первых, если франчайзер (тот, кто лицензирует или продает свою торговую марку, ноу-хау и производственную систему) меняет название своей компании, то договор с франчайзи (тот, кто платит франчайзеру первоначальный взнос и сервисную плату, т.н. роялти за права на бизнес) расторгается автоматически, если другое не оговорено в контракте. Таким образом можно избавиться от неугодных франчайзи. Во-вторых, в договоре должно быть детально и очень четко прописано, что представляет собой передаваемый коммерческий опыт. В противном случае франчайзи может передать его третьим лицам, а доказать это в суде на сегодняшний день очень сложно. Процессы по интеллектуальной собственности довольно трудоемки".