Торговые марки активно идут по рукам

В России нет законодательства, регулирующего франчайзинговые отношения

В России нет законодательства, регулирующего франчайзинговые отношения<BR> СПб. Право торговать или оказывать услуги под своей торговой маркой передают уже не только зарубежные компании, но и российские предприятия. <P> По данным Российской ассоциации франчайзинга, ежегодно прирост договоров возрастает на 20%.<BR> Франчайзинг -- это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании.<BR> Компания делает первоначальный взнос владельцу торговой марки, затем выплачивает ежемесячные взносы, при этом сама оплачивает затраты на создание бизнеса. Бывает, что владелец торговой марки предоставляет выгодные скидки на важные поставки.<BR> Впервые франчайзинг появился России в 1993 г., когда Baskin Robbins продал первую франшизу. В Петербурге и на Северо-Западе франчайзинг активно распространился в последние 2 года.<BR> <B>Первые ласточки</B><BR> ЗАО "Фабрика одежды Санкт-Петербурга" и СОАО "Регион" создали сеть фирменной торговли на основе десятка частных магазинов. По схеме франчайзинга также работают сети быстрого питания KFC, "Елки-Палки" и др.<BR> В то же время McDonald's, которая во всем мире работает по системе франчайзинга (80% из 30 тыс. ресторанов -- франшиза), в нашей стране все делает самостоятельно: рестораны строит и сырье производит.<BR> Директор по связям с общественностью "Макдоналдс" в России (ЗАО "Москва Макдоналдс" и ООО "Макдоналдс") Светлана Полякова пояснила, что работать по классической франчайзинговой схеме мешает, во-первых, несовершенство российского законодательства, оставляющего неурегулированными отношения между держателем франшизы и франчайзи. И, во-вторых, на сегодняшний день компания "не видит потенциальных франчайзи, которые могут работать на уровне "Макдональдс". <P> <B>по закону</B><BR> - Франчайзер -- тот, кто лицензирует или продает свою торговую марку, ноу-хау и производственную систему.<BR> - Франчайзи -- тот, кто платит франчайзеру первоначальный взнос и сервисную плату (роялти) за права на бизнес.<BR> - Франшиза -- предприятие, существующее в соответствии с франчайзинговым договором.<BR> - Сервисная плата (роялти) -- периодические выплаты, производимые франчайзи еженедельно или ежемесячно франчайзеру за продолжительное использование торговой марки и операционных систем ведения бизнеса. <P> <B>есть мнение</B><BR> Дмитрий Сундюков, юрист АКГ "Что делать Консалт":<BR> "Есть два опасных момента, связанных с франшизой. Во-первых, если франчайзер (тот, кто лицензирует или продает свою торговую марку, ноу-хау и производственную систему) меняет название своей компании, то договор с франчайзи (тот, кто платит франчайзеру первоначальный взнос и сервисную плату, т.н. роялти за права на бизнес) расторгается автоматически, если другое не оговорено в контракте. Таким образом можно избавиться от неугодных франчайзи. Во-вторых, в договоре должно быть детально и очень четко прописано, что представляет собой передаваемый коммерческий опыт. В противном случае франчайзи может передать его третьим лицам, а доказать это в суде на сегодняшний день очень сложно. Процессы по интеллектуальной собственности довольно трудоемки".