Отели бойкотируют «звездность» Минэкономразвития

Отели бойкотируют МинэкономразвитияПетербургские гостиницы пока не торопятся подтверждать свой «звездный статус» в рамках государственной классификации Минэкономразвития РФ.

Всего четыре гостиницы Петербурга подтвердили свой «звездный статус» по государственной классификации. Остальные объясняют нежелание "классифицироваться" отсутствием средств на ремонт и реконструкцию гостиничных номеров. <br><br><br><br><b>Первые звезды </b><br><br>Как сообщили в Департаменте туризма Минэкономразвития РФ, по итогам аттестации, ОАО гостинице "Пулковская" присвоен статус 4-звездной, гостинице "Балтийская звезда" (филиал ФГУП "Гостиница Золотое Кольцо" Управления делами Президента РФ) - 5-звездной. Еще две петербургские гостиницы - ОАО «Советская» и отель бизнес-класса «Арбат-Норд» - получили категорию 3 звезды. Остальные отели по разным причинам подавать заявки на аттестацию пока не торопятся. <br><br><br><br><b>Подняли планку</b><br><br>По словам руководителя Департамента туризма Натэлы Шенгелия, классификация гостиниц, разработанная МЭРТ, будет гарантировать потребителям, что сервис и условия размещения соответствуют «звездам», которые получат российские отели. Cистема добровольной сертификации, которую сейчас проходят гостиницы, таких гарантий не давала. <br><br><br><br>«Сейчас оценивать качество услуг, предоставляемых гостиницами, и присваивать им "звезды" имеют право любые организации, аккредитованные при Госстандарте РФ, - говорит Натэла Шенгелия. - Если администрацию отеля не устраивают выводы экспертов одной организации, она может обратиться в другую и получить желаемую категорию. Поэтому уровень гостиничного сервиса чаще всего не соответствует тем звездам, за которые платят постояльцы». <br><br><br><br><b>Великие перемены</b><br><br>Теперь эта ситуация может измениться. Согласно концепции МЭРТ, все отели должны будут подтвердить, что уровень сервиса и условия размещения соответствуют имеющимся «звездам». Классификация позволит повысить качество обслуживания, так как оценка гостиниц будет проходить по единым стандартам, установленным МЭРТ. При этом, использовать знак категории (проще говоря, звезды) смогут отели, прошедшие классификацию Минэкономразвития РФ. Остальные такого права будут лишены. <br><br><br><br><b>Все решит конкуренция</b><br><br>Однако перспектива остаться без звезд не сильно беспокоит петербургские гостиницы. Большинство отелей пока предпочитают обходится без звезд Минэкономразвития РФ, выбирая для себя иные "стандарты". «Государственная классификация, которую предлагает МЭРТ, является добровольной, - говорит исполнительный директор ООО гостиница «Прибалтийская» Андрей Якунин. – Мы пока не собираемся проходить аттестацию, так как не видим в этом необходимости. Туроператоры, которые с нами сотрудничают, прежде чем подписать контракт, проводят экспертную оценку помещений в отеле, определяют уровень сервиса. Так что туристы, которые приезжают в гостиницу, понимают, на что они могут рассчитывать». <br><br><br><br><b>Опять стандарты</b><br><br>Попытки Минэкономразвития РФ усилить контроль за качеством гостиничных услуг не вызывают энтузиазма у руководителей петербургских отелей и по другой причине. Сейчас оценка отелей осуществляется в рамках Системы добровольной сертификации услуг, которая является альтернативой «звездной» классификации МЭРТ. Согласно этому документу, гостиницы проходят оценку и получают сертификат Госстандарта РФ, который подтверждает соответствие предоставляемых ими услуг требованиям государственных стандартов. Поэтому многие отели не видят причин для перехода на новую систему. Тем более что услуги Минэкономразвития РФ по аттестации гостиниц стоят недешево.<br> <br><br><br> «Классификация МЭРТ не вносит принципиальных изменений в систему оценки гостиничных услуг, - говорит директор ОАО гостиницы «Октябрьская» Владимир Иванов. - Национальные стандарты, одобренные Госстандартом РФ, также позволяют проводить комплексную оценку отелей. Насколько новые требования лучше прежних – это пока под большим вопросом. Кроме того, за аттестацию по новой системе придется заплатить довольно большую сумму. Для нас это лишние затраты, которые мы пока себе позволить не можем». <br><br><br> <br> <b>Деньги на ремонт</b><br> Большинство же отелей Петербурга объясняют свое нежелание "классифицироваться" отсутствием денег на ремонт. По словам руководителя департамента инвестиционного консультирования ЗАО «МКД-Партнер» Алексея Вострикова, состояние номерного фонда в гостиницах давно устарело и не соответствует требованиям новой классификации. Особенно это касается отелей, имеющих категорию 3 звезды. Поэтому прежде чем получить желаемую категорию, им придется сделать ремонт помещений. <br> <br> «Требования к состоянию номеров, прописанные в положении о государственной классификации, довольно жесткие, - говорит директор по развитию и маркетингу ОАО гостиницы «Советская» Любовь Тумандеева. К примеру, в каждом номере отеля категории 3 звезды должен быть телефон, умывальник, отдельный санузел и т.д. Кроме того, отдельно оценивается состояние холлов, помещений, мебели и т.д. Поэтому подтвердить категорию 3 звезды по новой системе было не просто. В нашей гостинице, к примеру, ремонт помещений проводился в течение 5 лет. Поэтому мы были готовы пройти аттестацию». <br> <br> <b>Кто не успел</b><br> Примерно тоже самое говорят и в других отелях этого класса. «По государственной классификации проверяется весь номерной фонд, а не отдельные номера, - говорит заместитель директора ОАО гостиница «Москва» Екатерина Бурунчук. Категория присваивается гостинице по худшему номеру. Мы будем проходить государственную классификацию, но только после того, как закончим ремонт номеров. Иначе все затраты будут напрасными».<br> <br> Проблема в том, что гостиниц, которые успели отремонтировать номерной фонд, в Петербурге не так много. Большинство отелей только приступили к ремонту номеров. «Мы пока успели отремонтировать только два этажа, - говорит коммерческий директор гостиницы «Карелия» Наталия Зайцева. - Но остались еще 14-ть этажей. Чтобы привести в порядок номерной фонд, отелю придется потратить довольно большую сумму денег. На реконструкцию помещений может уйти около двух лет. Поэтому мы пока не планируем подавать заявку на аттестацию». <br> <br> <b>Есть мнение:</b><ul><br> <b>Виктор Пахомков, </b>председатель Комитета по туризму и развитию курортов администрации Петербурга:<br> «Государственная классификация, разработанная МЭРТ, предполагает единые стандарты качества всех российских отелей. Такие стандарты нужны, так как позволяют повысить доверие зарубежных туроператоров и иностранных туристов к нашим отелям. Ведь именно они в первую очередь страдают от звездной неразберихи отелей. Теперь эта проблема может быть решена, так как качество и уровень сервиса будет гарантировать государство». <br> <br> <b>Николай Луконин</b>, генеральный директор бизнес-отеля «Наутилус-Инн»:<br> «Усиление контроля над отельным бизнесом не решит проблем, связанных с низким качеством гостиничных услуг. Регулятором этой сферы должна быть рыночная конкуренция, а не государство. Конечно, гостиницы часто «вешают» больше звезд, чем они должны иметь на самом деле. Однако практика показывает, что клиентов от этого у них больше не становится. Частные отели, к примеру, могут потерять своих клиентов, если качество будет ниже, чем заявлено, а цены, наоборот, выше. Те, кто обманывает клиентов, долго работать на рынке не смогут. Люди пойдут в соседний отель и больше к вам не вернутся». <br> <br> <b>Александра Никулина</b>, менеджер по PR отеля «Арбат-Норд»:<br> «Мы выбрали государственную классификацию, чтобы повысить доверие наших клиентов к отелю. Так как звезды, присвоенные Минэкономразвития РФ, подтверждают, что мы соответствуем требованиям, которые установлены для данной категории средства размещения. Наши клиенты могут быть уверены, что они получат в нашем отеле тот перечень услуг, который предусмотрен для отеля категории 3 звезды. Таким образом, мы берем на себя определенные обязательства и говорим о том, что готовы их выполнять». </ul><br> <br> <div align="right"><b>Наталья Шлюева</b>, dp.ru, 30.04.04</div><br>