Компании набрали в рот воды

Информационная закрытость может развивать и тормозить

<B>Информационная закрытость может развивать и тормозить</B><BR> СПб. Стремление к прозрачности своего бизнеса поддерживают не все компании. <P> Информационная закрытость, полная или частичная, для ряда организаций является кредо в ведении дел. Как правило, это продиктовано целями безопасности, когда сведения о компании могут повлиять на котировки ее акций на бирже, либо сыграть на руку конкурентам. Но, по мнению специалистов, часто за этим скрывается плохое состояние дел в компании или решение топ-менеджеров, предпочитающих создавать вокруг компании только рекламное пространство.<BR> <B>Цена молчания</B><BR> После появления слухов об аресте президента Холдинговой компании "Интеррос" Владимира Потанина котировки акций ОАО "ГМК "Норильский никель", входящего в состав холдинга, резко упали. Капитализация компании за 2 дня уменьшилась на $2 млрд. При этом холдинг не давал никаких комментариев по поводу появившейся информации.<BR> И хотя, по словам Людмилы Бурашовой, начальника отдела по работе со СМИ Благотворительного фонда Владимира Потанина, падение капитализации виртуальное, т.к. никто компанию в настоящее время продавать не собирается, нематериальный ущерб может быть серьезным, особенно для репутационных активов.<BR> "Один из базовых принципов нашей информационной политики -- не комментировать слухи, -- говорит заместитель руководителя центра общественных связей Холдинговой компании "Интеррос" Эдуард Осипов. -- Мы предполагали, что ответ на слух может создать некий мультипликационный эффект, который еще больше усложнит ситуацию.<BR> Все комментарии ограничились сухим лаконичным объяснением. Возможно, слух стал инструментом недобросовестной конкурентной борьбы по конкретным проектам".<BR> <B>В ответе за слова</B><BR> По словам генерального директора коммуникационного агентства SPN Granat Андрея Баранникова, информационная закрытость компаний свойственна компаниям, присутствующим на фондовой бирже. "Недавно мы столкнулись с тем, что центральная пресс-служба Nokia Mobile Phones жестко контролирует любое информационное сообщение, которое выходит на местах в любой стране мира.<BR> Это, конечно, накладывает определенные сложности в работе пресс-службы и PR-агентства, однако других вариантов нет -- любое неправильно сказанное слово может уронить котировки компании на несколько процентов, что повлечет за собой потерю серьезных средств. Поэтому все компании, которые котируются на бирже, особеное внимание уделяют качеству информации".<BR> ООО "Торговый дом "Роллтон", производитель продуктов быстрого приготовления, также жестко ограничивает информацию.<BR> Чем больше, тем лучше<BR> "Мы не говорим о своих финансовых показателях, маркетинговых приемах, стратегических планах и пр., -- рассказывает директор департамента рекламы Торгового дома "Роллтон" Александр Соколоверов. -- Такая позиция связана с острой конкурентной борьбой, которая существует на рынке. Информация может быть использована нашими конкурентами для усиления их рыночных позиций".<BR> "В ряде случае я бы не стал прослеживать прямого влияния раскрытия информации на финансовые результаты компании, потому что на показатели влияет масса других факторов, -- говорит Андрей Баранников. -- Однако мне кажется, что чем более информационно открытой будет компания, тем лучше. В конечном счете, потребитель узнает о компании именно через СМИ, как из рекламы, так и из журналистских материалов".<BR> И тишина...<BR> Директор PaRallel PR & Promotion company Сергей Волчук по своему опыту работы знает о том, что многие компании принципиально настроены против распространения информации о себе. "Управленцам кажется, что, узнав что-то о них, люди могут сделать вывод о том, как они работают, с кем, и какие деньги они зарабатывают, -- считает Сергей Волчук. -- Есть руководители, придерживающиеся советской традиции: нельзя работать не как все, иначе тебя прихлопнут. Они просто не понимают того, какие выгоды может принести работа со СМИ. Они этого не делали и не делают". Впрочем, по мнению Андрея Баранникова, на сегодняшний день мало осталось компаний, которых можно привести в качестве примера как полностью закрытые.<BR> "Процент петербургских компаний, имеющих в своем штате хотя бы одного человека, отвечающего за связи со СМИ, весьма высок, --считает Андрей Баранников, -- порядка 60-70%".<BR> По мнению специалистов, полностью закрытыми могут быть узкопрофильные компании. В их задачу входит не столько налаживание government relations, media relations, сколько сохранение нормальных стабильных отношений с клиентом. Это функция не столько пресс-секретаря, сколько первого лица или директора по продажам. <P> <B>есть мнение</B><BR> Алексей Кедрин, начальник отдела по связям с общественностью ОАО "Пивоваренная компания "Балтика":<BR> "Есть виды бизнеса, в которых распространение информации может навредить. Это банковский бизнес, страховой. Например, швейцарские банки известны тем, что не разглашают имена своих клиентов, именно поэтому у них хранят деньги. Конечно, нужно раскрывать информацию. Но вместе с этим надо смотреть, чтобы это не приводило к ущербу для компании, которая информацию раскрыла. Вероятность ущерба, к сожалению, можно оценить только по факту".