00:0030 апреля 200400:00
11просмотров
00:0030 апреля 2004
Экспонируются две теории
<B>Экспонируются две теории</B><BR>
СПб. В музее "700 лет -- Ландскрона, Невское устье, Ниеншанц" открылась выставка "Рюрик и первые Рюриковичи на Руси".
<P>
У нас любой ребенок на вопрос о Рюрике укажет в сторону Старой Ладоги -- мол, вот она, первая русская столица, где сидел князь, откуда пошла вся наша цивилизованная история.<BR>
<B>Копать нельзя</B><BR>
Но в истории Старой Ладоги далеко не все ясно, а уж про Рюрика легенды одна другой круче ходят. Например, у него как минимум пять мест упокоения. Ни одно не найдено. Среди них фигурировали золотой гроб на цепях на дне Ладоги и склеп на территории нынешней крепости Корела.<BR>
Не так давно появилась еще одна версия захоронения Рюрика, причем она не хуже других, а кое-чем и получше -- есть некий артефакт, который никем пока не объяснен доходчиво. Речь идет об огромном кургане возле деревни Подгорье в верховьях Луги: 14 м высотой и около 70 в поперечнике.<BR>
Это самый крупный курган средневековой Европы, при этом нераскопанный. Казалось бы, после трудов первых активных официальных копателей типа Ивановского и Рериха в нашей округе не осталось ни одной не потревоженной могилы. А тут такую штуку не тронули. С чего бы?<BR>
Местное население объясняет, что во все времена на копание кургана было наложено строжайшее вето.<BR>
Никакой гражданин с лопатой, будь он трижды от Императорского археологического общества, не имел возможности эту лопату вонзить в тело кургана -- расправа была бы короткой. Возле кургана была церковь, на самом кургане, возможно, стояла часовенка, так что наблюдателей хватало. Что же так оберегали местные?<BR>
<B>Копать нужно</B><BR>
Полуместные (живущие в Петербурге, но имеющие корни в этих краях) краеведы братья Сергей и Михаил Алексашины уверены: это могила Рюрика, который погиб неподалеку, за Лугой. Только персону такого ранга могли похоронить с такой пышностью. А вокруг был целый город -- Передольский погост. Очень мало известно о нем, никаких систематических раскопок здесь не проводилось. А несистематические вели все окрестные жители у себя на огородах: скажем, готовит человек грядку, выкапывает колечко, печать, нож и т.д. Все, что накопано таким образом Алексашиными, которые здесь летом живут как дачники, передано в музеи. Но некоторые вещи до музея не дотолкать -- например, множество огромных ритуальных камней с языческой символикой.<BR>
На выставке представлены археологические находки Алексашиных и их идейного оппонента Надежды Платоновой, научного сотрудника Института истории материальной культуры РАН. У официальной археологии есть свой взгляд на историю Передола, поскольку теория Алексашиных совершенно не стыкуется со староладожской историей Рюрика, ставшей официальной с имперских времен. Поскольку раскопок кургана не было и в ближайшем будущем не предвидится, обе стороны могут выдвигать только версии, которые пока не подтверждены материально. В любом случае, все это очень интересно. А уж побывать на самой Шум-горе, увидеть это чудо (и прочие местные чудеса, например, каменные лабиринты на берегу Луги) захочется многим. Поэтому в ближайших выпусках "Контраста" будет представлено небольшое путешествие на Шум-гору и ее окрестности.
<P>
<B>факты</B><BR>
- Передольский погост, как называли город возле Шум-горы новгородские писцовые книги XV в., возник 1000 лет назад, и как он назывался в те времена, неизвестно.<BR>
- Но неизвестный город был одним из важнейших административных, ремесленных и торговых центров Новгородской земли. Даже беглые раскопки показали, что здесь полно курганов, сопок, селищ X-XIV вв.<BR>
- Сам Передол состоял из крепости ("городка") на холме с очень крутыми склонами и отгороженного в древности валом и рвом. Сама крепость была небольшой, но поселение вокруг нее было по тем временам огромным -- около 12 га.<BR>
- По одной из версий историков и археологов, кто-то из Рюриковичей мог создать здесь новое княжество, став независимым от центральной власти.