Малый бизнес хочет любви

Для удовлетворения потребности российского малого бизнеса требуется до 580 млрд рублей

Для удовлетворения потребности российского малого бизнеса требуется до 580 млрд рублей<BR> СПб. Банков, ориентированных на обслуживание малого и среднего бизнеса, по заверениям самих банкиров, пока еще мало. <P> О своей поддержке малого бизнеса заявляют менее половины всех кредитных учреждений. Реально работают еще меньше. Хотя потенциал развития банковских услуг велик и интерес со стороны банков к малому бизнесу растет.<BR> Пока же, как считает глава Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков, банковскими кредитами пользуется не более 1% малых предприятий России.<BR> Сейчас для удовлетворения действующей потребности малого бизнеса требуется до 580 млрд рублей ежегодно.<BR> <B>Поиск включен</B><BR> В Петербурге весна 2004 г. проходит под знаком разворота местных банков на малый бизнес. Многие заявляют о разработке программ по кредитованию малого бизнеса.<BR> С одной стороны, это связано с тем, что многие крупные и средние компании уже "разобраны", а с другой -- относительно небольшие суммы кредитов позволяют банкам успешно диверсифицировать риски.<BR> По словам директора Санкт-Петербургского филиала ОАО "АВТОБАНК-НИКОЙЛ" Сергея Шубаева, на сегодня доход от этого сектора в общем бизнесе филиала составляет более 30%. Увеличение количества отделений и внедрение современных технологий позволят филиалу в секторе малого и среднего бизнеса в течение года увеличить объем срочного привлечения в 2 раза, доведя его до $15 млн.<BR> Санкт-Петербургская дирекция ОАО "Урало-Сибирский банк" внедряет специальную программу по выдаче микро- и малых кредитов. По словам генерального директора дирекции Дмитрия Яковлева, в этом году запланировано выдать не менее $1,5 млн. В ближайшее время собственная программа кредитования малого бизнеса должна появиться в Сбербанке.<BR> <B>Крепыши и малыши</B><BR> Многие крупные банки, занятые обслуживанием корпоративных клиентов, фактически не занимаются кредитованием малого бизнеса, а только декларируют такую возможность.<BR> Как поясняют специалисты, реально получить кредит в крупных банках могут только уже состоявшиеся клиенты. Это связано со сложностями финансовой отчетности и высокими рисками невозвратов кредита. По их словам, чтобы принять положительное решение о выдаче кредита, нужно понимать бизнес. Поскольку у малых предприятий зачастую даже нет бухгалтерского учета, то необходимо "сажать на предприятие своего человека". В результате затраты труда кредиторов несоизмеримы с доходами.<BR> Все усилия отдаются крупному клиенту, заявляют специалисты, поэтому для малого бизнеса крупные банки работают по остаточному принципу.<BR> Для получения кредита обращаться лучше либо в целевые банки, нацеленные исключительно на кредитование малых предприятий, либо в средние банки, которые также пытаются заработать свой хлеб на этом рынке. <P> <B>есть Мнение</B><BR> Михаил Егоров, генеральный директор ОАО "Агентство кредитного обеспечения":<BR> "Наше общество организовало правительство Ленинградской области для поддержки кредитования малого бизнеса.<BR> Основная деятельность -- выдача обеспечения.<BR> Мы "сбрасываем" клиенту регламент, по которому работают банки, и, уже подготовленный, он обращается в кредитное учреждение.<BR> Наш тариф как посредников -- 2-4% от стоимости покрытия рисков, которые мы обеспечиваем.<BR> Если пересчитать эту стоимость, то реально предприниматель должен будет заплатить нам примерно 1% от полученного кредита.<BR> Ведь ему важно получить кредит, а какова будет его цена -- для предпринимателя не важно".