Подводный флот неохотно музеефицируется

Списанные подводные лодки привлекают экскурсантов. Германия, Бельгия, Дания, Канада и другие страны мира делают бизнес на советских подводных лодках.

<B>Списанные подводные лодки привлекают экскурсантов</B><BR><br>СПб. Германия, Бельгия, Дания, Канада и другие страны мира делают бизнес на советских подводных лодках.<br><P><br>Бывшие "боевые единицы" советского подводного флота приносят неплохие дивиденды в качестве музеев и развлекательных центров. Когда-то эти подводные лодки служили средствами для ведения разведки, прикрытия собственных конвоев, постановки мин, погружались на 300 м и были вооружены минами и торпедами.<BR><br><B>Трофеи</B><BR><br>В Советском Союзе существовал самый большой в мире подводный флот, который насчитывал больше 250 боевых единиц, с преобладанием атомных подводных лодок (АПЛ). Когда к концу 1980-х гг. СССР начал продавать подлодки другим странам, ни одной АПЛ продано не было. "Основная часть АПЛ у нас списывалась в рамках Программы утилизации подлодок, финансирование которой осуществлялось за счет европейских стран и США. А советские дизельные лодки продавались десятками", -- говорит Валентин Васильев, главный конструктор ФГУП "ЦНИИ "Электроприбор".<BR><br>Сейчас большинство подлодок находятся либо в состоянии отстоя, либо в ремонте. При этом опыт западного коммерческого использования "боевых единиц" в России почему-то не приживается. Музеи, созданные непосредственно в подводных лодках, существуют в Петербурге, Калининграде и Владивостоке. Скоро подобные музеи появятся в Москве и Тольятти. Боевое подводное судно -- дизельная подводная лодка "Б-396" -- обошлась мэру Москвы Лужкову в 86 млн рублей. Власти Москвы решили создать музейно-мемориальный комплекс истории Военно-морского флота.<BR><br><B>В бочке</B><BR><br>"Строить бизнес на подводных лодках довольно хлопотно, требуются большие капиталовложения, нет мгновенной окупаемости -- наверное, поэтому у нас в стране за это браться не хотят. Иногда лодки списывают на слом -- вместо того чтобы, например, продать за границу, для очередного музея", -- говорит генеральный конструктор неатомных подводных лодок ФГУП "ЦКБ МТ "Рубин" Юрий Кормилицин.<BR><br>"Думаю, особо интересного в этом нет -- в обычной подводной лодке ничего не ощущаешь, слышишь только равномерный гул оборудования. Даже скорости не чувствуешь, хотя она может достигать более 30 узлов (55 км/ч). Ощущение, что ты находишься в металлической бочке. Хотя есть одно развлечение -- на подлодке можно хлебнуть забортной воды с глубины 200-300 м. Это, кстати, часть ритуала посвящения в подводники -- новичок должен сначала выпить этой воды, а потом поцеловать раскачивающуюся кувалду. Если сможет", -- улыбается Валентин Васильев.<BR><br><B>В южных морях</B><BR><br>Еще один способ коммерческого использования подлодок -- это дайвинг-сафари. Небольшая подводная лодка с корпусом из прозрачного пластика и с иллюминаторами, которых нет в традиционной подлодке, вмещающая в себя 30-40 туристов, погружается на небольшую (15-40 м) глубину. А там -- скаты, кораллы, медузы, ракушки, разноцветные рыбки... Подобная услуга существует в Испании, ОАЭ, Египте. Стоит такое удовольствие от $50 до $100.<BR><br>В России было реализовано лишь два таких проекта. Проектировали прогулочные подлодки "Нептун" и "Садко" в петербургском ЦКБ МТ "Рубин". 1997-1999 гг. "Садко" провел в Карибском море, последние годы он совершает регулярные рейсы близ Кипра, вокруг затонувшего в 1980 г. 180-метрового парома "Зенобия".<BR><br>"Нами уже разработано пять проектов прогулочных подлодок -- в основном для восточных стран", -- поведал Юрий Кормилицин.<br><P><br><B>факты</B><br><P><br>- В конце 1990-х гг. тяжелый авианесущий крейсер "Киев" был продан китайской компании за $8,2 млн для разделки на металлолом.<BR><br>- На металлолом "Киев" не разобрали. После ремонта крейсер стал культурно-развлекательным центром. Стоимость прохода в "Мир авианосца "Киев" -- $8, ежедневно его посещает 5-10 тыс. человек.<br><P><br><B>За кулисами</B><br><P><br>- Подлодка, проданная сначала в Данию, а потом в Германию, принадлежала к первой в СССР серии подводных лодок с крылатыми ракетами. Сейчас эта лодка-музей привлекает 1000 туристов в день, входной билет -- 5 евро.<BR> - Другая лодка, прослужившая на Тихоокеанском флоте почти 30 лет, была продана в 1992 г. канадскому предпринимателю за $365 тыс. После ремонта в новоиспеченном "музее" посетители могут насладиться аудиоэффектами.<BR> - В сентябре 2002 г. Кристиан Ангерманн и его напарник зарегистрировали в Гамбургском торговом регистре фирму под названием "Музей -- подводная лодка Гамбурга".