Как приобрести права на бренд

Приобретение исключительных прав на бренд довольно серьезная проблема с юридической точки зрения. Как правильно защитить свой товарный знак?

«Для того чтобы защитить свой бренд, необходимо провести целый комплекс мероприятий, начиная с заключения договора на передачу исключительных авторских прав с разработчиком товарного знака. После этого компании следует приобрести права <br>на ТЗ, зарегистрировав его в Российском агентстве по патентам и товарным знакам – Роспатенте. Роспатент – это федеральное ведомство, которое находится в Москве. Его филиала в Петербурге нет. <br><BR>В качестве товарного знака могут быть зарегистрированы логотип, <br>фонотип, бренд, слоган, эмблема и т.п. Все эти разные с точки зрения бизнеса объекты индивидуализации товаров и услуг имеют одну процедуру регистрации в Роспатенте как товарные знаки. Закон о товарных знаках лишь условно разделяет товарные знаки на словесные, изобразительные, комбинированные и др. <br><BR><br><BR>Товарный знак может быть зарегистрирован либо на юридическое лицо, либо на предпринимателя без образования юридического лица. На физическое лицо регистрация ТЗ не производится.<br>Роспатент проводит экспертизу по всему фонду зарегистрированных или <br>ранее поданных на регистрацию товарных знаков. В среднем, в год в <br>Роспатент подается до 50-60 тыс заявок на регистрацию ТЗ. На конец 2003 г. <br>в России зарегистрировано свыше 240 тыс товарных знаков.<br>Что касается регистрации словесных ТЗ (фонотипов, логотипов), то шанс зарегистрировать простое односложное слово чрезвычайно мал: все привлекательные с коммерческой точки зрения в русском языке слова по отдельности, как правило, уже зарегистрированы. В настоящее время усилия криэйтеров следует направлять либо на поиск оригинальных словосочетаний, либо искусственных словообразованиий. Отсюда возникают и сложности создания нового имени бренда. <br><BR>Как правило, из предложенных специалистами в области нейминга 40-50 названий до реальной работы патентных поверенных доходит 5-6, остальные отсеиваются еще на начальном этапе проверки. <br>Патентный поверенный может провести предварительный поиск среди зарегистрированных товарных знаков, а также заказать в Роспатенте поиск с учетом заявок поданных на рассмотрение. <br>После предварительного анализа и отбора вариантов будущего товарного знака, подается заявка в Роспатент. Базовая пошлина за подачу заявки составляет 8,5 тыс руб. за один класс и за каждый последующий добавляется по 1,5 тыс руб. Всего в Международном классификаторе товаров и услуг (МКТУ) 45 классов.<br>В Роспатенте проводится несколько стадий экспертизы. Первый ее этап – формальная экспертиза, на котором проверяется правильность подготовки и подачи заявки, уплаты необходимых пошлин. После чего заявителю направляется «Решение о принятии к рассмотрению заявки на регистрацию товарного знака». Данное Решение выносится в течении 1,5 - 2 месяцев.<br><BR>Через 6-8 месяцев начинается непосредственно экспертиза заявки. Роспатент направляет «Уведомление о результатах проверки» заявленного обозначения, согласно требованиям законодательства. Прежде всего, указывается на наличие абсолютных оснований для отказа в регистрации, которых в Законе «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» более 20. Так, сразу отказывается в регистрации, если слово просто указывает на наименование товара, носит хвалебный, официальный или описательный характер, не обладает различительной способностью, указывает на географические объекты и т.д. Например, не были зарегистрированы в качестве товарных знаков следующие разработки: «Ваш домашний продукт» (носит описательный характер), «Kuxni.ru» (указывает на вид товара – кухни), «Дальзаводские» (это название поселка под Владивостоком), «Джуси джус» (транслитерация слова juicy – сок, сочный) и т.д.<br><BR>На второй стадии эксперт проверяет товарный знак на наличие тождественных знаков или <br>сходства до степени смешения. Последний критерий представляется <br>наиболее сложным, поскольку само понятие «сходство до степени <br>смешения» может представляться каждому неодинаково. Как правило, <br>эксперт, встав на позицию усредненного потребителя, руководствуется первым субъективным впечатлением, поэтому результат здесь непредсказуем. Например, были сомнения, не напомнит ли эксперту название «Мечта хозяйки» уже известный бренд «Хозяюшка», но в данной ситуации товарный знак получил надежную защиту. А вот названию «Бабушкин сок» отказали на основании ранее зарегистрированного ТЗ «От бабушки». <BR>Безусловно, патентный поверенный может спорить с экспертом, отстаивать позиции заявителя вплоть до обжалования решений Роспатента в Палате по патентным спорам. Другое дело, что самому предпринимателю стоит задуматься о необходимости выхода на рынок с сильным, а не с ослабленным торговым знаком, который будут путать потребители и который придется отстаивать в судебных процессах с конкурентами. <BR>В общей сложности от времени подачи заявки до времени получения свидетельства проходит примерно полтора года и более. За выдачу свидетельства надо заплатить 10 тыс руб. Оно действительно в течение 10 лет. Продление срока регистрации обойдется компании в 15 тыс руб за последующие 10 лет. Рекомендую компаниям закладывать в бюджет по разработке бренда порядка $1,5 – 2 тыс на его юридическую защиту». <BR>