Речники создают картель

Картельное соглашение раскололо ассоциацию судовладельцев

<B>Картельное соглашение раскололо ассоциацию судовладельцев</B><BR> Руководство Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга предложило участникам рынка речных перевозок заключить соглашение, регулирующее общие правила игры на рынке. <P> Антимонопольное ведомство считает, что это похоже на картельное соглашение в целях недопущения на рынок новых участников.<BR> Предложение вызывает критику и ряда членов ассоциации. Однако администрация Петербурга предложение горячо поддерживает. <P> <B>Новый порядок</B><BR> Инициаторы соглашения заявляют, что оно наведет порядок на рынке.<BR> Ассоциация владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга 19 января 2004 г. решила заключить соглашение среди членов ассоциации, регулирующее общие правила игры на рынке речных перевозок в Петербурге. В этом соглашении, в частности, предусмотрены единые минимальные цены для всех операторов этого рынка, единый тариф на причальные сборы, минимальные тарифы фрахтования судов.<BR> Инициаторы соглашения полагают, что это приведет к "выравниванию рынка". "Те компании, которые не станут придерживаться этих правил, могут быть исключены из членов ассоциации. Учитывая, что почти все петербургские причалы для речных судов арендованы членами ассоциации, мы сможем не пустить к причалам компании, не выполняющие наши правила, а значит, сможем вообще не дать им работать на петербургском рынке", -- говорит президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга Валерий Зубарев. Соглашение планируется подписать со всеми членами ассоциации примерно в феврале-марте 2004 г. Кроме того, члены ассоциации уже заключили внутреннее соглашение о правилах перехода из компании в компанию командного состава судов. Решено ввести правило, когда переход комсостава из одной компании в другую возможен только при наличии рекомендаций с предыдущего места работы. "Это вызвано соображениями безопасности плавания, чтобы капитаны, допустившие крупные недочеты в одной компании, не смогли скрыть это при перемене места работы", -- поясняет он. Также ассоциация поддержала предложение Комитета по туризму и развитию курортов администрации Петербурга принять Закон Санкт-Петербурга "О прогулочно-экскурсионной и перевозочной деятельности на акваториях Санкт-Петербурга". "Здесь мы должны прописать принципы прогулочно-экскурсионной деятельности, правовой статус городских акваторий, ответственность участников и другие меры по обеспечению безопасности судов, пассажиров применительно к городу с учетом федеральных законов в этой деятельности", -- пояснил Валерий Зубарев. <P> <B>Сотрудник в штатском</B><BR> Председатель Комитета по туризму и развитию курортов Виктор Пахомков поддержал инициативы руководителей ассоциации по усилению контроля за деятельностью участников рынка речных пассажирских перевозок Петербурга. "Единые для всех правила позволят повысить безопасность плавания по рекам Петербурга. Для индустрии туризма проблема безопасности является одной из ключевых. Туристы очень болезненно реагируют на угрозы личной безопасности, а это, в свою очередь, сказывается на посещаемости Петербурга и, соответственно, на доходах бюджета. Поэтому мы поддерживаем намерения ассоциации усилить контроль за деятельностью судоходных компаний", -- заявил Виктор Пахомков.<BR> Олег Яковлев, заместитель руководителя Санкт-Петербургского городского отделения Российской транспортной инспекции по Петербургу и Ленобласти, сообщил, что его ведомство готово передать ассоциации часть своих полномочий, например, по проверке судов членам ассоциации. "Выдадим им удостоверения нештатных сотрудников, предоставим необходимые полномочия. Также мы хотим, чтобы ассоциация взяла на себя часть функций по лицензированию речных пассажирских перевозок, рекомендуя нам соискателей лицензии, или, наоборот, информировала о компаниях, которые можно рассматривать как нарушителей", -- заявил Олег Яковлев, выступая на собрании членов ассоциации.<BR> Наталья Багаева, начальник отдела развития транспорта и транзитной политики Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга, считает, что городу удобно, когда отрасли представляют не разрозненные организации, а одно объединение. "Единые правила для речников нужны хотя бы для того, чтобы они содержали в одинаковом виде причалы, установили единые правила обслуживания пассажиров. Для потребителей услуг судоходных компаний это во благо. Кроме того, инициативы ассоциации совпадают с намерением Правительства РФ передать часть своих функций контроля в том числе и общественным объединениям", -- считает Наталья Багаева. <P> <B>Согласны с оговорками</B><BR> Директор ООО "Русские круизы" Ольга Каргина считает, что, в принципе, возможны любые договоренности, если они не противоречат законодательству. "Если это поможет в работе судоходных компаний, то я поддерживаю намерения ассоциации. Это поможет упорядочить и деятельность органов контроля, и облегчит жизнь судовладельцев", -- говорит она.<BR> Владимир Синча, председатель Северо-Западного межрегионального профсоюза работников водного транспорта, считает, что правила перехода с одного места работы на другое работников оговариваются в КЗоТе. "Думаю, что если ассоциация работников водного транспорта вводит дополнительные требования при приеме на работу, то это все должно быть согласовано с профсоюзом", -- говорит он.<BR> Констатин Бокучава, руководитель программы "Речной трамвай Санкт-Петербурга", разработанной ОАО "Совет по туризму и экскурсиям", считает, что ассоциация должна бороться за безопасность и качество пассажирских перевозок на воде. "А регулирование цен может навредить рынку", -- считает он. <P> <B>Справка</B><BR> Ассоциация владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга создана в 2002 г. Активную деятельность начала в конце 2003 г., когда ее возглавил Евгений Зубарев -- советник генерального директора ОАО "Северо-Западное пароходство". Вице-президентами ассоциации являются: Олег Яковлев -- заместитель начальника транспортной инспекции по Санкт-Петербургу и Ленобласти, Константин Пашинский -- начальник Санкт-Петербургской государственной инспекции по маломерным судам, Андрей Березкин -- начальник отдела водного туризма Комитета по туризму и развитию курортов администрации Петербурга.<BR> Сегодня учредителями ассоциации являются 15 судоходных компаний, владеющих 127 речными судами и контролирующих порядка 90% рынка речных пассажирских перевозок Петербурга.