"Билет" на Олимпиаду стоит $400 тысяч

Олимпийские идеалы... "О спорт, ты -- мир!" -- при этих словах хочется говорить только о высоком и прекрасном.

Олимпийские идеалы... "О спорт, ты -- мир!" -- при этих словах хочется говорить только о высоком и прекрасном. Но, как правило, спортсмену, озаботившемуся своим присутствием на самых главных спортивных соревнованиях, в основном приходится решать обычные бизнес-задачи -- привлекать инвестиции.<br><P><br>В наибольшей степени это искусство приходится проявлять людям под парусом. Потому что яхтсмены занимаются самым дорогим летним видом спорта.<BR><br>По оценкам Сергея Перфильева, отвечающего за развитие парусного спорта в Комитете по физической культуре и спорту администрации Петербурга, за 4 года на подготовку экипажа яхты, состоящего из трех человек, необходимо минимум $350 тыс. И это без учета зарплаты тренеров и спортсменов.<BR><br>О заработках гонщиков говорить не принято, но при наличии спонсоров яхтсмен может зарабатывать $1000 в месяц. От государства член сборной команды России получает 1250 рублей в месяц.<BR><br>Суммарные затраты приближаются к $400 тыс., которые надо где-то найти. "Отбить" же эти деньги вряд ли возможно. На Олимпиаде нет призового фонда, российское государство платит за олимпийские медали только в случае победы -- $50 тыс. на человека за первое место, по $20 тыс. -- за второе, по $10 тыс. -- за третье. Для сравнения -- на Олимпиаде 1992 г. все победители испанской сборной получили по миллиону долларов.<br><P><br><B>Яхта с люлькой</B><BR><br>На сегодняшний день в Петербурге есть всего один экипаж, который может попасть на грядущую Олимпиаду в Афинах. Рулевой, а этот человек в экипаже из трех человек является главным, Анна Басалкина объясняет методику попадания на Олимпиаду так: "Обычно перед началом сезона собирается президиум Всероссийской федерации парусного спорта, который утверждает систему отбора, предложенную главным тренером. В систему включаются определенные регаты, места на которых являются отборочными в сборную команду. Каждый год эти регаты варьируются, "рыба" остается прежней".<BR><br>Сама Анна попала в сборную почти 10 лет назад. Сейчас она рулит яхтой нового олимпийского класса -- "Инглинг". Примерно 8 месяцев в году яхтсмены, вернее, яхтсменки этого экипажа проводят за границей на сборах и соревнованиях.<BR><br>Стремление к почетным титулам вынуждает спортсменов вести образ жизни, непонятный для не зараженного олимпийской "заразой" человека. "Через 2 месяца после рождения нашего с Аней сына мы на поезде повезли его с собой на сборы в Сочи, -- вспоминает Олег Чугунов, тренер, а по совместительству муж Анны Басалкиной. -- А в полгода он уже выехал с нами на автомобиле за границу. В первый год своей жизни мальчик объехал всю Европу, его первая няня была итальянка".<br><P><br><B>Бухгалтерия</B><BR><br>Для того чтобы только вступить в борьбу за право войти в олимпийскую команду, следует иметь минимальный стартовый капитал.<BR><br>Яхта класса "Инглинг" с одним комплектом парусов и трейлером для перевозки стоит не меньше $30 тыс. Для достижения хороших результатов гонщикам необходимо иметь несколько комплектов парусов (каждый стоит порядка $5 тыс., плавно переходящих в евро) и гоночную лодку, помимо тренировочной.<BR><br>Из технических составляющих успеха яхтсмена незаменимыми являются: микроавтобус для перевозки яхты ($15 тыс.), катер для тренера, перевозимый вместе с яхтой на все сборы и соревнования, аренда которого колеблется в районе $15 тыс. за год.<BR><br>Для экипировки экипажа и тренера специальными непромокаемыми костюмами и другой спецодеждой необходимо выложить еще порядка $9 тыс. И с каждым годом эта сумма растет.<BR><br>Несложный подсчет показывает, что только для начала работы необходимо вложить минимум $70 тыс.<BR><br>Однако помимо затрат на движимое имущество существуют еще текущие затраты.<BR><br>Для поддержания спортивной формы яхтсменам необходимо принять участие в 10 регатах и в массе учебно-тренировочных сборов, которые проводятся за границей. За пределы Родины люди выезжают не из-за любви к средиземноморскому загару. Дело в том, что, несмотря на наличие Балтийского моря, кататься профессиональным яхтсменам негде (точно так же, как, несмотря на наличие 1/6 или около того части суши, в России не сыскать нормальных футбольных полей).<BR> Говорят, нет разработанной акватории, приближенной по характеристикам к морской. У нас есть водные пространства больших площадей и глубин, но нет разработанной инфраструктуры.<BR> "Проведение двухнедельных сборов обходится в 5-7 тыс. евро, -- рассказывает Олег Чугунов. -- И это при условии, что наша лодка, трейлер и катер постоянно находятся за границей и денег на их перевозку не требуется. В эту сумму входит только проживание, питание, билеты, обслуживание тренерского катера".<BR> В год, по словам Олега Чугунова, выходит порядка 70 тыс. евро. Чемпионка Олимпийских игр 2000 г. в классе "Европа" -- англичанка -- тратит на подготовку порядка 150 тыс. евро в год. А вообще, подобные расходы иностранных экипажей как минимум на порядок выше российских. <P> <B>Предприятие под парусом</B><BR> Финансирование парусного календаря для тех, кто попал в состав сборной России, состоит из помощи Спорткомитета, Олимпийского комитета, Федерации парусного спорта России, петербургского спорткомитета, Школы высшего спортивного мастерства и т.п. На последнем месте стоит скромная графа "привлеченные спонсорские средства". Однако, по сути, именно за счет этой графы яхтсмены не превращаются в банкротов.<BR> По словам Сергея Перфильева, официальные спортивные органы покрывают примерно 60% расходов по участию в соревнованиях и не более 20% на приобретение материальной части. В сумме эти цифры составляют не более трети от всех расходов спортсмена.<BR> "Наше финансирование происходит в основном за счет привлеченных спонсоров и личных средств -- за свой счет, -- делится опытом Олег Чугунов. -- Тратим свои деньги, причем практически все. Идет постоянный процесс. Есть задача -- провести учебно-тренировочный сбор за границей. Начинается обзванивание друзей, знакомых бизнесменов, звонки в Спорткомитет..." По словам Олега, ему пришлось практически оставить чисто тренерскую работу и стать специалистом по привлечению инвестиций в свое "предприятие под парусом". Многие яхтсмены, вместо того чтобы поднимать паруса, дергать за веревки и гордо стоять у штурвала, сами бегают по организациям в поисках средств для тренировок и гонок.<BR> Олег говорит, что за последние несколько лет он пообщался со всеми петербургскими яхтсменами-бизнесменами в поисках источников финансирования. "Я пришел к выводу, что искать деньги можно только среди людей, разделяющих твою любовь к парусу. Каждый второй из них, выдавая мне энные суммы на те или иные сборы, употреблял ненормативную лексику... В адрес государства, которое не поддерживает свой спортивный фонд".<BR> В арсенале Олега Чугунова есть разные способы привлечения инвестиций для своей команды. "Один мой знакомый сказал как-то: у меня живых денег нет, но есть нужный телефон. Позвони, встреться с ребятами. Твои бизнес-планы их не интересуют, но деньги у них есть точно. Сходите в баньку, попьешь с ними водки и между делом расскажешь о своих проблемах. Они парни добрые, отзывчивые, может, дадут..." -- улыбается, вспоминая, Олег Чугунов. Звонить по заветному телефону господин Чугунов не стал. Говорит -- пожалел собственное здоровье.<BR> "Есть еще один метод, -- делится опытом Олег Чугунов, -- обращаться в организации, работа которых так или иначе перекликается с морской тематикой. Крупные фирмы могут себе позволить вложиться в собственный имидж. Например, в декабре нам дало деньги ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", и мы смогли уехать на остров Пальма де Майорка на двухнедельные сборы".