Эрмитаж демонстрирует современность

В Государственном Эрмитаже на этой неделе открылось сразу две выставки. Обе представляют искусство XX века, хотя на этом их сходство заканчивается. Одна -- для любителей красивого интерьерного декора, другая -- для ценителей современной живописи.

В Государственном Эрмитаже на этой неделе открылось сразу две выставки. Обе представляют искусство XX века, хотя на этом их сходство заканчивается. Одна -- для любителей красивого интерьерного декора, другая -- для ценителей современной живописи.<BR>Первая часть выставочного дня началась в Синей спальне, куда Муниципальный музей Епископства в Лиможе -- одного из крупнейших в Европе центров "огневых искусств" -- доставил работы местных эмальеров XX столетия. Около 60 ваз, блюд, чаш и пластин всех размеров, форм и расцветок разместились под стеклянными витринами в соответствии со своим возрастом -- от начала XX в. до второй его половины. На фоне солидного возраста лиможского "огневого искусства", зародившегося в XII столетии, привезенные экспонаты -- совсем младенцы. Впрочем, по замыслу организаторов выставки, этим они российской публике и интересны -- более ранние образцы есть и в постоянной экспозиции Эрмитажа, а лиможская эмаль XX в. неизвестна даже многим знатокам искусства, не говоря уже о широкой публике.<BR>Стиль ар-нуво, расцветший фуксиями и настурциями на вазах Поля Бонно, последовавший за ним ар-деко с его геометрическими мотивами на "Сферической вазе" Камиля Форе. Талантливый самоучка Леон Жуо определенно был поклонником Поля Гогена, Пабло Пикассо и прочих старших своих современников -- его пластина "Купальщицы" явно отсылает нас к таитянкам Гогена, а кубистский "Лоцман" слегка напоминает работы великого испанца. Впрочем, разглядывая большие и маленькие эмалевые чудеса, совсем не обязательно думать о разных параллелях и веяниях. Они просто очень красивы. Они радуют глаз. Они могли бы стать украшением вашего интерьера, не будь они гордостью лиможского епископства.<BR><BR><B>Американское везение</B><BR>Еще одна красная ленточка, перерезанная в день эрмитажных открытий, вела на первую в России выставку крупнейшего американского художника XX столетия Марка Ротко.<BR>На американской земле подобное везение случилось благодаря тому, что в 1913 г. семья десятилетнего Маркуса Ротковица уехала из российского города Двинска (ныне Даугавпилс, Литва) и поселилась в США. Так нация гамбургеров заполучила еще одного великого художника в свои ряды -- художника, названного "самым возвышенным живописцем XX столетия". Он искал "невидимого Бога" и создавал "иконоборческие иконы", лишенные религиозных персонажей и наделенные абстрактной символикой. Для экуменической капеллы в Хьюстоне в последние годы жизни он создал 14 огромных холстов, на которых есть только все оттенки черного -- от темно-лилового, как зимние сумерки, до глухого лилового.<BR><BR><B>Главные эмоции</B><BR>На выставке представлены и ранние работы художника, когда на его полотнах еще существовали контуры, вырисовывающиеся в портреты, пейзажи, городские сцены и обнаженные фигуры. И сюрреалистические картины средних лет, когда контуры, еще присутствующие, вырисовываются лишь в органические полуабстрактные формы, рожденные его фантазиями и эротическими сновидениями. И, наконец, поздние работы, где контуры теряют определенность и тают окончательно, оставляя лишь зоны интенсивного, насыщенного цвета. Черного и красного.<BR>"Тот факт, что многие люди рыдают при виде моих картин, доказывает, что я передаю главные человеческие эмоции... Люди, которые плачут перед моими картинами, переживают те же религиозные чувства, которые испытывал я, когда писал их", -- говорил художник.