Дореволюционная русская фотография была произведением искусства

Европейские тенденции показывают, что фотографирование из занятия, полезного в быту, можно превратить в искусство и бизнес. Москва, как всегда, все схватывает раньше. Там открываются все новые и новые фотогалереи, фотовыставки превращаются в события культ

<BR><BR>Европейские тенденции показывают, что фотографирование из занятия, полезного в быту, можно превратить в искусство и бизнес. Москва, как всегда, все схватывает раньше. Там открываются все новые и новые фотогалереи, фотовыставки превращаются в события культурной жизни, цены на художественную фотографию достигают тысячи долларов.<BR>Петербург постепенно догоняет столицу. В этом году традиционный осенний фотомарафон захватил не только небольшие музеи и частные галереи. Фотографии появились там, где их обычно не выставляют, -- в Центральном выставочном зале "Манеж" и Государственном Эрмитаже.<BR>На заре своего возникновения дагеротипия была занятием высших слоев общества. Поэтому в эрмитажной коллекции так много фоторабот, сделанных руками русских аристократов и членов императорских семей. Благодаря дагеротипу мы точно знаем, как выглядел Гоголь. Изобрети Дагер свой аппарат чуть раньше, и в школьных кабинетах литературы висела бы не плохая репродукция портрета Пушкина кисти Кипренского, а фотография поэта.<BR>Коллекция Эрмитажа создавалась на протяжении прошлого века, и сейчас она насчитывает 40 тыс. единиц хранения. Об этом уникальном собрании рассказывает хранитель отдела фотографии Государственного Эрмитажа Татьяна Петрова.<BR>-- До революции эти фотографии хранились в петербургских особняках и дворцах. После революции все было национализировано, и фотографии вместе с остальным содержимым дворцов поступили в музейный фонд. Потом они прошли несколько передаточных пунктов и попали в Эрмитаж, в отдел русской культуры. Позже коллекция пополнилась собранием, которое хранилось в Музее Октябрьской революции, бывшем особняке Матильды Кшесинской. Мы храним фотографии, которые были сделаны в конце XVIII в., в XIX в. и начале XX в. Коллекцию Эрмитажа можно разделить на два раздела -- портретная фотография и видовая фотография. У нас хранятся портреты государственных деятелей, представителей аристократии и средних слоев, торговцев, ремесленников. Видовая фотография в основном связана с Петербургом, но у нас есть небольшое количество видов Москвы и городов Поволжья. Русская фотография XIX -- начала XX вв. несомненно была искусством, а не прикладным ремеслом.<BR>-- Как пополнялась коллекция?<BR>-- В Эрмитаже существует закупочная комиссия. Есть специальное место, где хранятся произведения искусства, которые владельцы приносят для продажи. Члены закупочной комиссии приглашают специалиста из отдела фотографии, он пишет отзыв на каждую фотографию, и комиссия принимает решение -- покупать или не покупать. Фотографии активно покупали в 50-е и в 70-е годы прошлого века. Последние несколько лет коллекция Эрмитажа не пополнялась.<BR>-- Существует ли отдел современной фотографии?<BR>-- Насколько я знаю, такой отдел создается при отделе современного искусства.<BR>-- Чем дагеротип отличается от современной фотографии?<BR>-- В середине 50-х годов XIX в. процесс фотографирования делится на позитивный и негативный, появляется возможность тиражировать снимки, фотографии печатаются на бумаге, а не на серебряных пластинах. Фотографы получают возможность влиять на процесс производства фотографий. Они разрабатывают рецепты проявителей, определяют качество бумаги, время выдержки. Именно фотограф решает, как ретушер будет работать с фотографией. Процесс фотографии всегда был глубоко творческим, лучшие фотографы прошлого века считали себя художниками. Во второй половине XIX в. во всем мире, в том числе и в России, проходят выставки фотографии. И российские фотографы всегда получали там самые значимые призы и медали. Кстати, неплохим фотографом был Николай II.<BR>Конечно, время действует на наши фотографии не лучшим образом, некоторые снимки теряют интенсивность цвета. И все равно их качество остается высоким и вполне сравнимым с современной фотографией.