Распоряжения перепутали с постановлениями

Завтра Уставный суд Петербурга может поставить точку в деле о законности деятельности инвестиционно-тендерной комиссии (ИТК).

<B>Распоряжения губернатора не соответствуют Уставу Петербурга</B><BR>Завтра Уставный суд Петербурга может поставить точку в деле о законности деятельности инвестиционно-тендерной комиссии (ИТК).<BR><BR>Почти не вызывает сомнений, что решение будет вынесено не в пользу ИТК, при этом оно может коснуться судьбы огромного числа распоряжений, принятых в последние годы. У любого обиженного распоряжением губернатора и не входящего в правительство Петербурга и его аппарат может появиться шанс оспорить нормативный акт в суде. Суд на одном из своих заседаний уже признал, что согласно Уставу Петербурга губернатор своим распоряжением может регулировать только организацию работы правительства. Все остальные правоотношения, участниками которых является неопределенный круг как физических, так и юридических лиц, должны решаться постановлениями.<BR>Иначе говоря, многие распоряжения губернатора, действующие со дня принятия устава (январь 1998 г.), весьма спорны с юридической точки зрения. По Уставу Петербурга эти вопросы должны решаться постановлениями.<BR><BR><B>Распоряжений громадье</B><BR>Сколько распоряжений противоречит Уставу, неизвестно. Однако известно, что принятие распоряжения -- любимая форма правового акта старого правительства Петербурга. Новый губернатор Петербурга уже заявила, что ИТК не будет (см. "ДП" №226/03, www.dp.ru). Представитель губернатора обратился в суд с ходатайством о прекращении дела в связи с распоряжением администрации Петербурга, отменяющим Распоряжение губернатора Петербурга №283 "Об упорядочении предоставления объектов недвижимости и имущественных прав на них на инвестиционных условиях". Суд ходатайство отклонил. Как прозвучало на заседании, исследуемые распоряжения регулируют правовые отношения, участниками которых являются как физические, так и юридические лица, в том числе и представители органов власти, не относящиеся к исполнительной власти Петербурга.<BR>Согласно Уставу Петербурга под распоряжениями понимаются нормативные или индивидуальные правовые акты по вопросам организации работы правительства Петербурга (к примеру, о назначении на должность. -- В.Р.)<BR><BR><B>Суд молчит</B><BR>Закрепит ли Уставный суд этот вывод в итоговом решении, в Уставном суде не комментируют, но отмечают: "Вынесенное решение может коснуться судьбы огромного числа законодательных актов, принятых в последние годы. Эти законодательные акты регулируют не только строительство или торговлю, но и все сферы социальной жизни города. Суд вынужден быть крайне осторожным, чтобы не вызвать необратимых последствий для города и горожан".<BR><BR><B>Справка</B><BR>Губернатор Санкт-Петербурга издает следующие правовые акты губернатора Санкт-Петербурга:<BR>l постановления губернатора Санкт-Петербурга -- нормативные правовые акты по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом, законами Санкт-Петербурга, правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, отнесено к компетенции губернатора Санкт-Петербурга, или индивидуальные правовые акты по вопросам, отнесенным к компетенции губернатора Санкт-Петербурга;<BR>l распоряжения губернатора Санкт-Петербурга -- нормативные или индивидуальные правовые акты по вопросам организации работы правительства Санкт-Петербурга.<BR><BR><B>Мнения</B><BR>Артемий Котельников,<BR>президент Международной коллегии адвокатов "Санкт-Петербург":<BR>"Позиция Уставного суда по своему юридическому смыслу глубоко законна. Нельзя не различать распоряжения и постановления губернатора, так как первые направлены на регулирование правовых отношений ограниченного круга лиц -- правительства Санкт-Петербурга, а вторые регулируют отношения неопределенного круга лиц.<BR>В данном случае Уставный суд учит юриспруденции тех лиц, которые поверхностно относятся к решению глубоких правовых вопросов и чья юридическая безграмотность послужила основанием для возникновения данной проблемы. И этот случай не единственный. Из-за юридической безграмотности законодателя возникали проблемы при применении законов и "О гражданстве РФ" и "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ".<BR><BR>Юрий Новолодский,<BR>президент Балтийской коллегии адвокатов имени Анатолия Собчака:<BR>"Есть законодатель, который пишет законы, устанавливая тем самым общие правила для участников инвестиционного процесса. А исполнительная власть издает нормативные акты по приведению в действие этих законов. Законодатель установил, что глава исполнительной власти в рамках закона вправе принимать акты, регулирующие предоставление недвижимости на инвестиционных условиях и работу ИТК. Именно во исполнение закона губернатором Санкт-Петербурга и были приняты распоряжения, законность которых оспаривается сейчас в Уставном суде. Я считаю, что эти распоряжения не выходят за рамки полномочий, предоставленных губернатору Уставом Санкт-Петербурга и законом, и оспаривание этих полномочий базируется на сугубо формальных основаниях".<BR><BR>Андрей Савич,<BR>адвокат, член совета Адвокатской палаты Санкт-Петербурга:<BR>"Есть Устав Санкт-Петербурга, в котором перечислены те нормативно-правовые акты, которые может издавать губернатор Санкт-Петербурга. Это распоряжения и постановления. Других нормативных актов губернатор издавать не может. Однако я в своей практике сталкивался со случаями, когда губернатор издавал приказы. Конечно, издание их незаконно так же, как издание губернатором распоряжений, регулирующих, например, правоотношения граждан, т.е. неопределенного круга лиц.<BR>Если будет вступившее в законную силу решение Уставного суда Петербурга по вопросу законности издания губернатором подобных распоряжений, которое будет обязательно для всех, то суды в гражданском и административном судопроизводстве должны будут исключать из числа нормативно-правовых актов, подлежащих применению, те акты губернатора, которые приняты с нарушением положений Устава Санкт-Петербурга".