00:0005 декабря 200300:00
7просмотров
00:0005 декабря 2003
В самом французском замке города -- в Михайловском -- открыта выставка с естественным для этого места названием: "Французы в Санкт-Петербурге".
<BR><BR>В самом французском замке города -- в Михайловском -- открыта выставка с естественным для этого места названием: "Французы в Санкт-Петербурге".<BR>На выставке представили свои экспонаты 18 хранилищ города: Государственный Эрмитаж, Русский музей, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств и другие.<BR>Петербург всегда был полон иностранного присутствия и влияния. Но никогда Петр I не связывал "европейскость" города с какой-либо одной национальностью. Среди создателей новой столицы России были и голландцы, и немцы, и французы. Каждый из них говорил на стройках города на своем родном языке. Каждый из них привозил в Петербург свои собственные идеи и видение, как следует строить город, планировать и украшать дома, писать картины, делать статуи.<BR>Начиная с 1715 г. французские творцы -- представители самых разнообразных искусств и художественных ремесел потянулись в Петербург. Они искали здесь славу и богатство, но прославляли в первую очередь сам город. Они жаждали признания и любви города, но сами влюблялись в него безоговорочно, безнадежно, фатально. И творили.<BR>Французская живопись в XVIII -- XIX вв. в Петербурге -- это в первую очередь портреты, особенно женские. Русский музей подарил возможность увидеть на этой выставке работы величайших французских портретистов. Луи Каравак -- смелый новатор, который дерзнул изобразить Елизавету Петровну в образе обнаженной Венеры и "Екатерину I в пеньюаре".<BR>Работы художницы с мировой славой Луизы-Элизабет Виже-Лебрен -- именно она привезла в Петербург моду причесываться и одеваться свободно и живописно -- по-гречески, именно она увидела и восхитилась красотой русских женщин, превратив их в Психей и Сивилл.<BR>Французские пейзажисты если и уступали коллегам-портретистам, то только количеством работ. Силы и чувственности в их творениях ни чуть не меньше. Так, пейзажист Фердинанд-Виктор Перро передал "Вид на Неву с парадной лестницы Академии художеств" с вдохновением самого пылкого влюбленного, очарованного не меняющимся веками хмурым петербургским небом и мистическим могучим гранитом.<BR>Государственный Эрмитаж предоставил экспонаты под стать собственной элегантной роскоши: аксессуары, мебель, сверкающие великолепием, убранством и богатством царские наряды, изготовленные законодателями парижской моды: фирмами Поля Пуаре, Чарльза Ворта, Жанны Пакен. Среди них -- праздничный костюм Петра I, парадное женское платье из светло-зеленого бархата и белого атласа с золотым шитьем, узоры которого подобны обвивающим лианам. Некоторые туалеты шили в модных мастерских Петербурга, а некоторые привозили из Парижа. Экспонируемые предметы интерьера излучают все тот же шик. Кресла, стулья, диван из лакированного тополя, цвет которого подобен загару с Лазурного берега, обиты изысканным шелком и играют позолотой своих опор.<BR>Научно-исследовательский музей Российской академии художеств подарил зрителям выставки возможность полюбоваться творениями французского архитектора Огюста Рикар Монферрана -- великого француза, автора Исаакиевского собора и Александровской колонны, миниатюрные модели которых из резного дерева экспонируются впервые.<BR>Выставка продлится до 15 января.