00:0024 ноября 200300:00
39просмотров
00:0024 ноября 2003
В стрессовой ситуации руководителю порой бывает трудно сдержаться и не выплеснуть сгусток негативных эмоций не только на источник их возникновения, но даже на того, кто просто оказался под рукой.
<B>Поведение в стрессовой ситуации является тестом на профпригодность</B><BR>В стрессовой ситуации руководителю порой бывает трудно сдержаться и не выплеснуть сгусток негативных эмоций не только на источник их возникновения, но даже на того, кто просто оказался под рукой.<BR><BR>У топ-менеджеров и ответственности, и прав больше, а потому они иногда позволяют себе эмоциональный срыв. Несмотря на многочисленные тренинги, где объясняют, как можно и нужно управлять эмоциями, рассказывают, что нужно делать, чтобы преодолеть эмоционально напряженные ситуации, учат, как избавиться от раздражения и контролировать собственное раздражение и страх, топ-менеджеру порою трудно оценить степень управляемости своих эмоций.<BR><BR><B>Энергия конфликта</B><BR>Как бы ни избегали топ-менеджеры эмоционального срыва, рано или поздно он наступает.<BR>По мнению Александра Векшинского, ректора Северо-западного университета психологии и организации управления, эмоциональный срыв менеджера, как правило, имеет под собой основу -- стресс, формирование которого является результатом его неэффективного поведения при разрешении внутренних и внешних конфликтов организации.<BR>"В определенном смысле поведение в стрессовой ситуации является тестом на пригодность к управленческой деятельности. Природный менеджер неминуемо стремится направить энергию конфликта и сопутствующего ему стресса в конструктивные действия по разрешению проблемной ситуации, а эмоциональный выплеск является показателем его слабости относительно того объема ответственности, которая на него возложена. Срыв всегда обнаруживает профессиональную некомпетентность управленца", -- категоричен Александр Векшинский.<BR>Евгения Усик, генеральный директор компании "Медиа-Персонал", под эмоциональным срывом руководителя понимает проявление неконтролируемых действий. "Истерические вопли с элементами ненормативной лексики, битье мониторов, швыряние канцелярских принадлежностей в сотрудников случаются и в самых продвинутых организациях. Такие эпизоды сигнализируют о неспособности оперативно принять адекватное управленческое решение".<BR><BR><B>Привилегия рядовых</B><BR>После срыва топ-менеджера подчиненный, стерпевший обиду, может попросить себе что-нибудь в награду. И топ-менеджер собственное некорректное поведение может обратить во благо себе: образ машины с железными нервами превратить в более человечный.<BR>"Подобное проявление бессилия, конечно, может случиться с каждым, но только один раз -- последний в карьере топ-менеджера. Первое лицо компании не может показать свои негативные эмоции на работе. Позволить себе впасть в истерику, выпустить пар -- это "привилегия" рядовых сотрудников, -- считает Евгения Усик. -- Срывающийся на крик руководитель, скорее, заслужит среди подчиненных и партнеров репутацию слабого и беспомощного человека. Даже в кризисных ситуациях у топа должна быть трезвая голова. Как у пенальтиста или киллера".<BR>Александр Векшинский полагает, что для карьериста эмоциональный срыв непосредственного начальника -- сигнал к атаке на его должность. "Подчиненный, самостоятельно взявшийся за выполнение работы по преодолению проблем, явившихся причиной эмоционального срыва начальника, имеет реальный шанс оказаться замеченным вышестоящим начальством, даже не разрешив ее".<BR><BR><B>Граница в цифрах</B><BR>У каждого руководителя есть пределы компетенции. Одну и ту же ситуацию разные люди воспринимают и как стрессогенную, и как нормальную.<BR>"Если топ-менеджер достиг определенного предела, впадает в панику, то теряется граница допустимого. Подчиненному кажется, что он легко бы справился с подобной ситуацией. Он смотрит сверху вниз на руководителя, считает, что способен принимать решения в сложных ситуациях. Менеджеру необходимо знать границы собственной ответственности, выше которой он не тянет. Эта граница может выражаться и в цифрах: в количестве подчиненных, в объемах финансовых потоков, в зарплате сотрудников, -- говорит Александр Векшинский. -- Для выплеска энергии существуют экстремальные виды спорта, занятия которыми свидетельствуют о скрытом потенциале. Но особенно показательна игра в футбол, когда топ-менеджер берет ответственность не только за себя, но и за команду".<BR><BR><B>Улыбнись и извинись</B><BR>Евгения Усик считает остроумие, иронию, в крайнем случае язвительность более эффективными, чем окрик. "В нашей компании это допустимо и, более того, придает в отдельных случаях необходимую эмоциональную окраску происходящему. Выдержка и самообладание -- важные качества в личностной характеристике топа".
<BR><B>По мнению Юлии Кудрявцевой, генерального директора</B><BR>компании TML, после эмоционального срыва руководителю, причем неважно, женщина это или мужчина, спустя некоторое время, необходимо извиниться. "Даже если сотрудник был неправ. Если нет естественного желания извиниться, то надо сделать над собой усилие. Ведь руководитель должен быть личным примером для сотрудников. Если он не считает для себя допустимым извиняться перед подчиненными, то, скорее всего, эмоциональный климат в таком коллективе будет нездоровым".<BR><BR><B>ВЫСКАЗЫВАЕТ ОСОБОЕ МНЕНИЕ</B><BR>Как справляться с эмоциональным срывом?<BR>Владислав Петров:<BR>"Ни на какие эмоциональные срывы среди подчиненных топ-менеджер не имеет права. Ни при каких обстоятельствах. Это профнепригодность. Но это в теории. На практике, наверное, нет топ-менеджера, который бы не влетал в подобную ситуацию. За 12 лет руководства сам оказывался в подобной ситуации трижды. И сейчас в ней сижу.<BR>Конечно, нужно уметь руководить своими эмоциями. Предчувствовать наступление эмоционального перебора и уходить от кризисных проявлений. Это техника поведения, которой можно и нужно учиться.<BR>Подчиненные могут использовать подобные обстоятельства по-разному. Одни сбегают сразу, не дожидаясь повторения. Другие -- терпят, даже с пониманием относятся к человеческим слабостям начальника. Беда ведь сближает. И используют себе во благо. Он же стерпел, подставил плечо. Кстати, в момент кризиса это действительно помогает. Но менеджер обязан видеть как минимум на три шага вперед. Понимать, что настанет такой момент, когда от топ-менеджера потребуют определенных преференций за терпение и понимание. В такой ситуации рассчитывать на исполнение решений не приходится".<BR><BR>Аркадий Кузнецов:<BR>"Проблема мне известна лучше, чем многим другим, поскольку я не только имею собственный опыт, но и руковожу медицинским центром, специализирующимся именно на устранении последствий стрессов.<BR>Любой нервный срыв, с кем бы это ни произошло, -- это абсолютный признак того, что пришла пора разобраться в ситуации, поскольку, углубляясь, она может серьезно снизить эффективность организации. Если это происходит по личным причинам, человека нужно простить, а лучше всего помочь ему. В том случае, когда истерика -- результат чисто производственных обстоятельств, необходимо понять, способна ли центральная нервная система данного сотрудника адаптироваться к той работе и тем задачам, которые он должен решать ежедневно. Такой анализ, возможно, приведет к кадровым изменениям -- корректировке обязанностей, перестановкам, в пределе -- к увольнению.<BR>Распространенные рекомендации по нейтрализации нервного срыва в отношении ценных или уникальных специалистов -- направление за счет компании на программу восстановления работоспособности, курс психокоррекции и так далее до лекарственной терапии.<BR>Если же срывается босс, то в идеале он должен задуматься о своем здоровье и способностях собственной нервной системы сопротивляться давлению бизнес-среды. В тяжелых случаях нужно набраться мужества и отправиться во внеплановый отпуск -- дать подчиненным отдохнуть от себя".