00:0011 ноября 200300:00
7просмотров
00:0011 ноября 2003
Природа играет на руку обувщикам
<BR><BR><B>Природа играет на руку обувщикам</B><BR>Специализация на зимней обуви может спасти отечественную обувную отрасль. Но для ее производства необходима налаженная сырьевая база. Но качественные мех, кожу и комплектующие в России практически никто не выпускает.<BR><BR>С 2000 г. импорт обувных заготовок и деталей обуви вырос в 4,5 раза и составил в 2002 г. более $32 млн (см. табл.). В поисках сырья производители обуви также уходят за границу.<BR>Так, новосибирская компания "Вестфалика", имея собственное обувное и кожевенное производство, в феврале 2003 г. открыла в Австралии цех по засолке парных шкур. И сейчас является крупным импортером овечьих шкур, используемых в основном для производства меховой подкладки для зимней обуви. По мнению представителей компании, первые месяцы работы засолочного цеха показали, что проект себя оправдывает -- теперь сырье обходится "Вестфалике" на 30-40% дешевле, что в свою очередь снижает себестоимость производимой обуви.<BR><B>Заработать на зиме</B><BR>Из 300 обувных предприятий, работающих в России, как минимум 60% выпускают зимнюю обувь. Экономическая выгода работы в этом секторе заключается в более высоком уровне маржи, чем в секторе летней. А также в том, что зимние модели значительно консервативнее летних, следовательно, требуют меньших затрат на их разработку.<BR>"Зимняя обувь несильно подвержена изменениям, -- говорит коммерческий директор ОАО "Калита" Сергей Сергеев. -- В каждом новом зимнем сезоне меняется примерно 40% всех моделей, тогда как в летнем -- в 2 раза больше".<BR>Ко всему прочему сектор привлекателен для производителей и в связи с климатическими особенностями страны -- на достаточно большой территории России холодная погода держится более 6 месяцев.<BR><BR><B>Ценовая конкуренция</B><BR>Но большая часть российских обувных предприятий не имеет технологической цепочки от заготовки и выделки шкур и меха до выпуска готовой обуви -- и пессимистично смотрит на дальнейшее существование отрасли.<BR>К тому же конкуренция с китайским обувным ширпотребом из года в год становится сильнее и многие российские производители ее не выдерживают, в первую очередь, по стоимости готовой продукции. При себестоимости производства пары зимних ботинок или сапог в России примерно в $35 ("серая" обувь из Китая может на рынках стоить столько же) говорить о какой-либо конкуренции не приходится. Естественно, при таких ценовых раскладах оптовики в большей мере тяготеют к азиатской продукции. Хотя более 50% всей импортной обуви бракуется.<BR>По данным проверок департамента Госторгинспекции Минэкономразвития России, в 2002 г. доля забракованной обуви зарубежного производства на российском рынке составило 51,1%. Российской же -- почти в 2 раза меньше -- 28,4%.<BR><BR><B>Обувное чудо</B><BR>"Российские фабрики могут только чудом устоять, -- говорит генеральный директор Ассоциации "Санкт-Петербургская обувная палата" Владимир Федоров. -- Крупные отечественные предприятия могут выжить за счет государственных спецзаказов". Однако далеко не все обувщики согласны с этим. От сотрудничества с военными отказалось одно из крупнейших отечественных обувных предприятий -- ОАО "Спартак".<BR>По подсчетам специалистов компании, работа по заказу Минобороны убыточна, поскольку обувь уходит по себестоимости. Потому с 2003 г. "Спартак" перешел на производство только гражданской обуви.