00:0010 ноября 200300:00
58просмотров
00:0010 ноября 2003
Фирму создали супруги-предприниматели и растят сына-руководителя
<B>Фирму создали супруги-предприниматели и растят сына-руководителя</B><BR><BR>Собственники петербургской компании "Компас" гордятся тем, что создали продукт, который применяют в 780 производственных и торговых предприятиях в 90 городах России.<BR><BR>В 2002 г. прирост оборота компании составил около 50% по отношению к 2001 г., а за 8 первых месяцев 2003 г. он вырос более чем на 60% по отношению к тому же периоду 2002 г.<BR>Среди клиентов "Компаса" ОАО "Ижорские заводы", ЗАО АК "Алроса", ФГУП "НИТИ им. А.П. Александрова", ОАО "Северное управление строительства", ОАО "Псковэнерго".<BR>Супруги Игорь и Нина Якобсон владеют крепко стоящим на ногах IT- предприятием. По словам Нины Якобсон, стать собственником какой-либо фирмы в 1991 г. был единственный способ: делать свое дело профессионально.<BR>Игорь Якобсон вспоминает, что в конце 80-х годов при поддержке комсомола стала развиваться система научно-технических центров молодежи.<BR>Поработав так пару лет в центре НТТМ, супруги решили открыть свою фирму. "И только потом, когда уже было свое предприятие, появились реальные амбиции не просто зарабатывать на жизнь, а развить компанию, которая будет существовать и после нас", -- говорит Игорь Якобсон.<BR>Когда супруги Якобсон только начинали свой бизнес, деньги требовались только на регистрационный сбор. "В 1991 г. у меня не было 2000 рублей на регистрационный взнос. Пришлось пригласить компаньонов. Но тогда было проще. Сейчас начать бизнес стоит намного дороже, а дешевых кредитов как не было, так и нет", -- говорит Нина Якобсон.<BR><BR><B>Друзья и родственники</B><BR>На карьере научных работников был поставлен крест. Игорь Якобсон считает, что собственник делает карьеру вместе со своей фирмой: "Растет компания, становится более известной -- растешь и ты, растет твоя самооценка".<BR>Бизнес компании изначально был семейным. По мнению супругов-предпринимателей, доверия к сотрудникам -- членам семьи значительно больше. "Работали у нас и друзья. На первом этапе это неизбежно. Однако рабочие отношения имеют тенденцию портить дружеские, поэтому теперь мы стараемся не иметь с друзьями деловых отношений (хотя, с другой стороны, некоторые сотрудники стали нашими друзьями). Да и в чисто семейном смысле есть опасность: люди ведь не только женятся, но и расходятся".<BR><BR><B>Старший сын</B><BR>Тем не менее "Компас", будучи семейной фирмой, благополучно существует. Здесь уже работает старший сын, на которого возлагаются большие надежды как на руководителя программных разработок. "Долго мы его не брали в фирму, -- говорит Нина Якобсон, -- потому что с детьми работать, может быть, еще сложнее, чем с мужем или с женой. Но когда он получил профессиональный и управленческий опыт, мы приняли его. Пока наши надежды оправдываются". Младший сын учится в институте по экономической специальности. Родители тоже рассчитывают, что он будет работать у них, но не сразу. Пусть сначала получит опыт работы в других организациях -- таков вердикт папы и мамы. Ё<BR><BR><B>КомментариЙ</B><BR>Роман Слуцкий, вице-президент холдинговой компании "Аларм-С.Петербург":<BR>"Большинство существующих в России бизнесов берут свои корни из начала 90-х и базировались на сильных волевых и лидерских качествах их владельцев, таких как мой отец, Александр Слуцкий, создавший компанию "Аларм".<BR>Те немногие предприятия, которые смогли перейти рубеж своего десятилетия, как правило, требуют серьезной корректировки курса. Меняется не только сама конъюнктура рынков, на которых оперирует та или иная структура, но и непосредственно подход к бизнесу. Например, рассмотрим вопросы персонала.<BR>В 90-х в основе кадрового подбора лежало доверие (родственник, сосед, бывший сослуживец), сейчас -- профессионализм. Мой отец начинал бизнес в 1990 г. Я присоединился с 96-го. И с тех пор мы ведем этот бизнес вместе, делая все возможное, чтобы он рос и процветал.<BR>Мне думается, что нам еще многое предстоит сделать, прежде чем мои дети ответят на вопрос -- готовы ли они продолжить наше дело. На сегодня наш бизнес едва ли в состоянии существовать и развиваться без нашего участия. Думаю, у него сейчас переходный период от интуитивного управления к выверенным бизнес-процедурам. Если мы пройдем этот процесс, то в теории наш бизнес может быть передан по наследству".