Маргарита Замятина: "Коррупционные сделки -- доходное дело"

Завтра, 22 октября, депутаты ЗакСа будут рассматривать проект бюджета в первом чтении на 2004 г. Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко на прошлой неделе пообещала увеличить доходную часть бюджета Петербурга на 100 млрд рублей. Это предполагается сдела

<BR><BR>Завтра, 22 октября, депутаты ЗакСа будут рассматривать проект бюджета в первом чтении на 2004 г. Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко на прошлой неделе пообещала увеличить доходную часть бюджета Петербурга на 100 млрд рублей. Это предполагается сделать за счет пересмотра инвестиционной политики и более умелого "налогового администрирования". Однако аналитики, за редким исключением, не разделяют мнения о возможности столь резкого увеличения городского бюджета.<BR>Заведующая Лабораторией Института проблем региональной экономики РАН предлагает нажать на четыре "болевые зоны", через которые из бюджета уходят средства.<BR><BR>"Для того чтобы говорить об увеличении бюджета, необходимо сокращать виды деятельности, в которых реализуются возможности для коррупции. Коррупционные сделки приносят наибольший ущерб в тех сферах, для которых характерны большие финансовые потоки. Это прежде всего бюджетный процесс.<BR>Основными факторами, способствующими коррупции, являются пробелы и противоречия в действующем бюджетном законодательстве на федеральном, региональном уровне и в нормативно-правовой базе, а также на муниципальном уровне ("правовой вакуум"); непрозрачность властных решений, принимаемых в бюджетной сфере; низкая административная и правовая ответственность чиновников и депутатов; неразвитость общественного участия в бюджетном процессе.<BR>Выделяя коррупционные точки в бюджетном процессе Петербурга, на первое место выдвигаются конкурсные процедуры и механизмы, для которых характерна несовершенная нормативно-правовая база. Здесь главная задача состоит в том, чтобы путем последовательного совершенствования законодательства ликвидировать правовой вакуум, увеличить объем бюджетных средств, выделенных на основе эффективно организованных конкурсных процедур взамен их целевого выделения, и, таким образом, уменьшить возможности коррупционных сделок.<BR>Вторая болевая точка -- план городских закупок. План городских закупок -- это справочный документ, составленный на основании заявок главных распорядителей бюджетных средств, которые могут быть обоснованы в большей или меньшей степени.<BR>По существу, это документ такого же объема, как и сам бюджет (более 30 тыс. позиций), что делает сложным контроль качества этого документа и его анализ со стороны депутатов и экспертов. Однако данный документ представляет большой интерес для поставщиков товаров, работ, услуг, поскольку в нем содержится перечень государственных нужд, реализуемых через систему городского заказа.<BR>Третья болевая точка -- резервный фонд администрации.<BR>Согласно бюджетному законодательству Петербурга в распоряжении администрации находится резервный фонд в размере 1% от расходной части городского бюджета (в бюджетах последних лет -- около 0,5 млрд рублей). По существу, распределение средств данного фонда осуществляется губернатором.<BR>Четвертая болевая точка -- "коллективная поправка", ранее "резервные фонды" депутатов, составляющие 2% городского бюджета".<BR><BR><B>СПРАВКА</B><BR>Направления антикоррупционной деятельности:<BR>1. Максимальная регламентация всех процессов и процедур в бюджетном процессе в форме законов, положений, инструкций и т.д.<BR>2. Наибольшая открытость и прозрачность бюджетного процесса и бюджетной информации.<BR>3. Разработка и введение в практику Кодекса этики для госслужащих и депутатов.<BR>4. Введение конкурсной системы отбора госслужащих.