00:0014 октября 200300:00
28просмотров
00:0014 октября 2003
МНС РФ считает, что необходимо кардинальное исправление существующей системы администрирования НДС
<BR><BR><B>МНС РФ считает, что необходимо кардинальное исправление существующей системы администрирования НДС</B><BR>Министр РФ по налогам и сборам Геннадий Букаев предложил правительству ввести систему уплаты налога со специальных счетов -- НДС-счетов.<BR><BR>Выдержки из выступления министра Российской Федерации по налогам и сборам Геннадия Букаева на заседании Правительства Российской Федерации 02.10.2003:<BR>"Стало очевидным, что основанные на действующем законодательстве методы и способы проведения контрольной работы, межведомственного взаимодействия недостаточны для противодействия уклонению от уплаты налога в бюджет и неправомерному возмещению.<BR>l Первоочередные задачи по совершенствованию законодательства о налогах и сборах и налогового администрирования включают в себя, прежде всего, разработку мер по повышению уровня налогового администрирования налога на добавленную стоимость.<BR>Необходимость совершенствования системы администрирования НДС обусловлена тем, что данный налог является одним из основных налоговых платежей федерального бюджета. По итогам 2002 г. удельный вес НДС в общей сумме налоговых доходов по федеральному бюджету составил 46,3%.<BR>Вместе с тем, сдерживающее влияние как на динамику, так и на объем поступления НДС в федеральный бюджет оказывает опережающий рост сумм возмещения.<BR>Заявляемые к вычету суммы НДС растут быстрее, чем начисления налога.<BR>Одной из причин роста сумм, предъявляемых к возмещению из бюджета, являются различного рода схемы уклонения от НДС. При этом документооборот между участниками сделки на каждом отдельно взятом этапе сделки приводится в соответствие с законодательством, что позволяет по формальным основаниям удовлетворить требования по применению налоговых вычетов недобросовестными налогоплательщиками.<BR>Стало очевидным, что основанные на действующем законодательстве методы и способы проведения контрольной работы, межведомственного взаимодействия недостаточны для противодействия уклонению от уплаты налога в бюджет и неправомерному возмещению.<BR>Необходимо кардинальное исправление существующей системы администрирования НДС.<BR>l В качестве варианта решения мы предлагаем ввести систему уплаты налога со специальных счетов -- НДС-счетов.<BR>Чтобы пояснить, как работает модель НДС-счета, я перечислю основные ее принципы.<BR>Это, во-первых, обязательность открытия в банке счета, предназначенного для расчетов по НДС.<BR>Во-вторых, обязанность уплаты сумм налога с НДС-счета, в том числе при товарообменных операциях, использовании в качестве форм расчетов аккредитивов, чеков и т.п.<BR>В-третьих, невозможность иного списания средств, находящихся на НДС-счете, кроме как на НДС-счета или в бюджет.<BR>Налогоплательщик имеет право получить вычет по НДС только при условии перечисления суммы налога с НДС-счета покупателя на НДС-счет продавца.<BR>При ликвидации владельца НДС-счета остатки денежных средств, в первую очередь, перечисляются в бюджет на уплату НДС в части погашения имеющейся задолженности по налогу и соответствующих сумм пени.<BR>l Важным является установление ответственности кредитных организаций за нарушение порядка расчетов по НДС-счетам и непредставление налоговым органам информации о движении денежных средств по НДС-счетам.<BR>Указанный механизм позволит отслеживать проведение операций в режиме, близком к режиму реального времени, что будет способствовать сокращению сроков проведения контрольных мероприятий и, как следствие, упрощению порядка подтверждения налогового вычета. При этом гарантируется взыскание налога и его поступление в бюджет.<BR>Предлагаемая модель НДС-счета обеспечивает прозрачность движения сумм НДС, заявленных к вычету.<BR>Одновременно необходимо решить задачу более эффективного контроля за начислением налогоплательщиками сумм НДС.<BR>l В соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщик обязан составлять счета-фактуры.<BR>В счетах-фактурах выделяется сумма НДС, что служит основанием как для принятия предъявляемых к вычету сумм у покупателя, так и для определения обязательства по уплате налога у налогоплательщика.<BR>Информация о выставленных и полученных счетах-фактурах позволяет налоговым органам контролировать уплату и возмещение НДС.<BR>Использование данной информации будет максимально результативным при создании системы электронной передачи и обработки информации о выписанных и полученных счетах-фактурах.<BR>l Ведение электронного учета информации о счетах-фактурах с использованием компьютерных технологий и анализ полученных сведений позволит:<BR>-- выявлять и предупреждать случаи сокрытия, занижения налоговой базы;<BR>-- выявлять случаи незаконного принятия к вычету сумм НДС, уплаченных по фиктивным и поддельным счетам-фактурам без реальной поставки и оплаты товаров (работ, услуг).<BR>Система также позволит сформировать по информации из счетов-фактур контрольный экземпляр деклараций по НДС, содержащий оценку налоговых обязательств налогоплательщика исходя из данных налогового органа. Эта информация будет использоваться для проведения проверок.<BR>Контрольные мероприятия с применением баз данных по счетам-фактурам изменят качество работы по всем бюджетообразующим налогам, в том числе и по прибыли, по имуществу.<BR>l Вышеназванные мероприятия сведут к минимуму заинтересованность недобросовестных налогоплательщиков в фирмах-однодневках, используемых в схемах по неправомерному возмещению НДС, и в которых происходит концентрация основной задолженности по налогам.<BR>l Реализация систем НДС-счетов и электронной обработки счетов-фактур сделает возможным решение основных проблем, заявляемых сегодня бизнес-сообществом. Станет реальным:<BR>-- сокращение сроков принятия к налоговому вычету сумм НДС по капитальным вложениям;<BR>-- упрощение порядка возмещения НДС по экспортным операциям;<BR>-- исключение из налоговой базы авансовых платежей под предстоящее выполнение экспортных поставок.<BR>l Электронный учет информации о счетах-фактурах предполагает обработку больших объемов информации. Примерная оценка ежегодного количества счетов-фактур по России -- около 13 млрд. Поэтому требуется разработка программно-технического комплекса автоматизированного сбора и обработки информации и внедрение современных средств телекоммуникаций.<BR>Основой этой работы является централизация обработки данных за счет создания межрайонных инспекций МНС России по централизованной обработке данных, которые будут решать задачи ввода, обработки, хранения и использования информации налоговых органов всех уровней.<BR>Централизация процесса ввода налоговой отчетности позволяет повысить производительность ввода данных в 6-7 раз. Это освободит персонал инспекций от исполнения рутинных операций, предоставит налоговому инспектору информацию, необходимую для работы с налогоплательщиками".<BR><BR><B>Признаки схемы уклонения от НДС</B><BR>u Искусственно увеличивается входной налог путем многоступенчатой перекупки товаров на территории Российской Федерации с последующей реализацией продукции по заниженным ценам, что приводит к неоправданному росту расходов федерального бюджета на выплаты, связанные с возмещением. При этом на стадии перепродажи налог в полном объеме в бюджет не поступает ввиду "исчезновения" организации-перекупщика после перечисления в его адрес возмещенных сумм НДС.<BR>u В ряде случаев выручка от реализации товаров фактически не поступает на счет поставщика, в течение 1 дня движение денежных средств в банке имеет замкнутый цикл, денежные средства заимствуются у банка или одного из участников сделки и т.д.<BR><BR><BR><B>Рост сумм</B><BR><B>возмещения НДС</B><BR>Так, если в первом полугодии 2002 г. сумма налоговых вычетов составила 1250,6 млрд рублей, или 78,6% (от начисленной суммы налога по налогооблагаемым оборотам), то в первом полугодии 2003 г. указанная сумма вычетов составила 1738,9 млрд рублей, или 80,2%, т.е. рост составил 1,6 процентных пункта.<BR><BR><BR><B>МНС РФ</B><BR>предлагает:<BR>c 1 июля следующего года -- ввести систему НДС-счетов;<BR>c 1 января 2005 г. -- решить проблему возмещения НДС по экспортным операциям, капитальным вложениям, авансовым платежам;<BR>с 1 июля 2005 г. -- ввести систему электронных счетов-фактур.