У КУГИ отбирают федеральность

Петербургский КУГИ лишают права распоряжаться федеральной собственностью

<B>Петербургский КУГИ лишают права распоряжаться федеральной собственностью</B><BR>До конца этого года полномочия представлять интересы Российской Федерации в Петербурге будут переданы от КУГИ новой федеральной структуре. Об этом сообщил Сергей Моложавый, заместитель министра имущественных отношений РФ.<BR><BR>По его словам, уже к началу 2004 г. функции по управлению и распоряжению федеральным имуществом, расположенным на территории Петербурга, будут переданы специально созданному для этой цели агентству. Федеральное имущество составляет около 40% от всего имущественного блока, находящегося в распоряжении КУГИ города.<BR><BR><B>Второй блин</B><BR>"Подобное агентство уже создано в Москве в 2001 г., так что его появление в Петербурге вполне логично, -- поясняет Сергей Моложавый. -- Сейчас мы перечисляем определенное финансирование местному КУГИ, и они выполняют функцию территориального представительства министерства. Однако мы уверены, что федеральные функции все же должна выполнять федеральная структура. Поэтому она и будет в дальнейшем нами финансироваться, не исключено, что в нее перейдут и те специалисты, которые сейчас курируют данные вопросы в КУГИ".<BR>Однако, по словам заместителя министра, грядущие процессы в меньшей степени связаны с оптимизацией управления госимуществом. Основная причина -- выполнение требования федерального закона о бюджете, согласно которому деньги на содержание федеральных объектов не могут перечисляться на счета органов управления субъектов РФ.<BR><BR><B>Непродуманная идея</B><BR>Председатель КУГИ, вице-губернатор Валерий Назаров, подтвердивший существование такого приказа Минимущества, негативно отзывается об инициативе федеральных властей о передаче части своих функций новой структуре. "Я считаю эту идею абсолютно непродуманной, -- заявил он. -- Вопрос управления федеральной собственностью упирается в отсутствие законодательной базы, которая бы позволяла эффективно управлять этим имуществом. Например, нет закона о доверительном управлении: это хороший механизм, который бы позволил повысить ликвидность многих объектов.<BR>Действительно, такие агентства действуют в Москве и других регионах, но надо понимать, что объемы федерального имущества, находящегося в Петербурге, -- с ними не сопоставимы. Сегодня государство не в состоянии содержать большинство из них. Надо выработать правила, а министерство должно осуществлять контроль за этими правилами. Разграничение этих функций приведете только к увеличению количества чиновников".<BR>По информации "ДП", новую структуру может возглавить Любовь Совершаева, в настоящее время занимающая должность заместителя полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.<BR><BR><B>Федеральные войны</B><BR>Это уже не первое заявление федеральных чиновников, посвященное лишению их местных коллег ряда функций.<BR>Валерий Назаров сравнивает эту ситуацию с 2-летними попытками отобрать функции КУГИ по инвентаризации объектов недвижимости в пользу Госстроя РФ. Несколько дней назад Госстрой начал новое наступление на эти функции (см. "ДП" №28/01, №177/03, www.dp.ru).<BR>В 2001 г. функции по продаже объектов федеральной собственности были переданы от ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга" Северо-Западному региональному отделению Российского фонда федерального имущества.<BR>Кроме того, в 2001 г. федеральные власти уже предпринимали попытки управлять своей недвижимостью самостоятельно. Тогда было создано Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК) при Министерстве культуры РФ (см. "ДП" №207/01, www.dp.ru). Под контроль этого агентства предполагалось перевести все петербургские памятники архитектуры федерального значения.<BR>Однако Вячеслав Юферев, руководитель филиала петербургского агентства (бывший заместитель председателя КУГИ), отказался прокомментировать результаты этой работы на сегодняшний день.<BR>Он заявил при этом, что считает разграничение функций со стороны собственников на единой территории не вполне разумным: "Не думаю, что от количества чиновников эффективность управления этими объектами возрастет". По данным "ДП", петербургскому АУИПИК передана лишь малая часть зданий-памятников.<BR><BR><BR>Состав государственного имущества, расположенного на территории Петербурга (на 01.07.03 г.):<BR>Количество объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, -- 14.493 (общая площадь 26,6 тыс. м2)<BR>Заключено 8383 договора аренды объектов нежилого фонда общей площадью 850,7 тыс. м2 и 122 договора безвозмездного пользования объектами нежилого фонда общей площадью 294,3 тыс. м2<BR><B>Общее количество ГУП, ГУ, хозяйственных обществ с государственным участием -- 1231 единица</B><BR><B>Чиновники заработают на приватизации</B><BR>В целях реализации федеральной целевой программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 гг.)" в 2004 г. предполагается акционирование ряда федеральных государственных унитарных предприятий и внесение находящихся в федеральной собственности пакетов акций акционерных обществ в уставные капиталы интегрированных структур, создаваемых в форме акционерных обществ.<BR>Согласно Распоряжению Правительства РФ от 15 августа 2003 г. №1165-р основными задачами программы приватизации являются: осуществление в 2004-2006 гг. приватизации федерального имущества, которое не используется для обеспечения функций и задач государства; проведение структурных преобразований в соответствующих отраслях экономики; формирование доходов федерального бюджета.<BR>В ходе приватизации в 2005 г. будут предложены к продаже пакеты акций акционерных обществ, созданных в 2003-2004 гг. при акционировании ФГУПов, за исключением акционерных обществ, которые будут включены в перечень стратегических акционерных обществ или участвующих в формировании интегрированных структур.<BR>В 2005 г. будут предложены к продаже все федеральные пакеты акций, размер которых не превышает 50% уставного капитала соответствующего АО, за исключением пакетов акций крупнейших акционерных обществ (продажа которых будет осуществляться исходя из потребностей формирования доходной части федерального бюджета в соответствующем году) и акционерных обществ, которые будут включены в перечень стратегических акционерных обществ или участвующих в формировании интегрированных структур.<BR><BR><B>Мнения</B><BR>Александр Шарапов, президент группы компаний "Бекар":<BR>"Появление новых структур управления федеральными объектами приведет к большей путанице, от которой не выиграет ни город, ни Федерация, ни бизнес.<BR>Кроме того, до сих пор отсутствует разграничение прав на земельные участки между городом и Федерацией, непонятно, кому платить арендную плату за землю при создании федерального агентства. Смольный, например, -- памятник федерального значения, следовательно, городские власти должны передать его в ведение федерального агентства, а вот захочет ли оно заключить с городом договор аренды?<BR>Создание новой бюрократической структуры -- это всегда возникновение массы неопределенностей со сроками согласования, схемами договоров и компетентностью чиновников. Это может погасить интерес частных управляющих компаний к работе с объектами федеральной собственности. Пока мы работаем над двумя такими проектами, но уже сейчас задумываемся над перспективами. Уж лучше создать еще одну бюрократическую структуру, чем изменить закон".<BR><BR>Валерий Вакуленко,<BR>генеральный директор ЗАО "Рост-Риэлти":<BR>"Может, на уровне страны появление таких агентств -- шаг и правильный. Но я считаю, что в Петербурге сложилась довольно приемлемая схема, когда КУГИ выполнял и федеральные функции. Опасения вызывает вероятность того, что пока чиновники будут перераспределять функции, работать с инвестором будет некому. Возникнет неразбериха в документах, а это может тормознуть многие сделки".