Беспроцентный заем признали доходным -- налоговики требуют уплатить налоги

Ольга Самойленко, руководитель Экспертного совета Купеческого клуба Санкт-Петербурга

<BR><BR><B>Ольга Самойленко, руководитель Экспертного совета Купеческого клуба Санкт-Петербурга</B><BR><BR>-- На семинаре по налогу на прибыль представитель МНС РФ выразила позицию Департамента по налогообложению прибыли МНС о том, что если организация получила или предоставила беспроцентный заем, то она должна будет доплатить все налоги так, как будто заем был предоставлен под ставку рефинансирования Центробанка. У нас такие ситуации возникают постоянно -- как лучше поступить?<BR><BR>-- Действительно, Департамент по налогообложению прибыли МНС РФ считает, что, поскольку по ст. 38 НК РФ определяет услугу как деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности, предоставление беспроцентного займа следует признать услугой. В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ предоставление услуг на безвозмездной основе признается реализацией. Ст. 40 НК РФ позволяет налоговым органам дооценивать результаты сделок в случаях, когда цены, применяемые сторонами, отклоняются от рыночных более чем на 20%. В случае безвозмездного предоставления займа "скидка" его получателю составляет 100% -- ведь он получает услугу совершенно бесплатно!<BR>В таких случаях налоговый орган должен доначислить налоги таким образом, как если бы заем был предоставлен по рыночным ценам -- то есть по сложившимся на рынке ставкам вознаграждения за предоставление займов, причем "в сопоставимых рыночных условиях". Такими условиями Департамент по налогообложению прибыли МНС РФ признал официальную ставку рефинансирования ЦБ РФ и рекомендовал налоговым органам во время проведения налоговых проверок доначислять налоги таким образом, как будто беспроцентные займы по всей стране даются по этой ставке. Напомним, что на сегодняшний день она составляет 16% (с 21.06.03). После такого доначисления организация-заимодавец должна доплатить налог на прибыль. А если заем был получен от физического лица -- то организация-заемщик должна удержать у него НДФЛ по ставке 13%. К слову сказать, удержание НДФЛ с физического лица, в соответствии со ст. 225 НК РФ, может быть произведено лишь с суммы, причитающейся этому лицу, а в случае с беспроцентным займом база для удержания налога просто отсутствует. А уплачивать НДФЛ в бюджет следует после фактического получения физическим лицом дохода, что указано в п. 4 ст. 226 НК РФ. Никто не может принудить налогоплательщика или налогового агента исполнить обязанность по уплате налога досрочно, это может быть сделано только в добровольном порядке в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ.<BR>Налоговые органы собираются получить налог на прибыль и с заемщиков -- ведь ими получена безвозмездная услуга (п. 2 ст. 248 НК РФ), а в этом случае у организации возникают внереализационные доходы в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ, облагаемые налогом на прибыль. При этом оценивать размер дохода будут также с применением ст. 40 НК РФ, и, по мнению налоговых органов, делать это также следует по ставке рефинансирования.<BR>Не оспаривая выводы Департамента по налогообложению прибыли МНС РФ, хочется все же отметить, что их явно недостаточно для того, чтобы применить доначисление налогов, как если бы беспроцентный заем был дан по ставке рефинансирования ЦБ РФ.<BR>Во-первых, ставка рефинансирования ЦБ РФ применяется при кредитовании, а заем и кредит -- по гражданскому законодательству. Это совершенно разные сделки. Определение займа дано в ст. 807 ы1 главы 42 ГК РФ, а кредита -- в ст. 819 ы2 главы 42 ГК РФ. Никаких биржевых, рыночных и иных котировок по вознаграждениям за займы в России нет, поэтому нет и рыночных цен для дооценки по ст. 40 НК РФ. Правда, п. 1 ст. 809 ГК РФ позволяет юридическому лицу взыскивать с заемщика проценты по ставке рефинансирования, но только в том случае, если в договоре нет условия о размере процентов.<BR>В договоре беспроцентного займа такое условие есть -- размер процентов по соглашению сторон равен нулю, поэтому взыскание процентов по ставке рефинансирования заимодавцем невозможно, как и уплата налогов с этой суммы.<BR>Во-вторых, ст. 40 НК РФ не дает налоговым органам права автоматически доначислять налоги -- в соответствии с этой статьей налоговые органы должны вынести мотивированное решение, то есть доказать, что примененная ими для перерасчета цена действительно является рыночной ценой по таким сделкам (п. 9 ст. 40 НК РФ) в сопоставимых условиях. При этом кредитная ставка рефинансирования ЦБ РФ не является таким условием, поскольку под эту ставку Центробанк кредитует коммерческие банки. Хозяйствующие субъекты получают кредиты от банков и процентные займы от юридических и физических лиц на совершенно других условиях и по другим ставкам. И налоговым органам еще придется потрудиться собрать и проанализировать статистику ставок за займы по стране, чтобы доказать свое право доначислить налоги исходя именно из такой процентной ставки.<BR>Пока же и налогоплательщики, и налоговые органы ждут арбитражной практики по этому вопросу. И хотя по применению ст. 40 НК РФ такая практика складывается обычно в пользу налогоплательщиков, многие организации приняли решение пока оформлять займы не в качестве беспроцентных, а под небольшой "символический" процент. Это сделает невозможным применение п. 8 ст. 250 НК РФ и затруднительным переоценку такой сделки по ст. 40 НК РФ.