Семи шагов для бизнеса мало

Проблем в городе больше, чем пунктов в предвыборной программе губернатора

<B>Проблем в городе больше, чем пунктов в предвыборной программе губернатора</B><BR>Петербург, по выражению пока еще и.о. губернатора Александра Беглова, стал "городом с женским лицом". Правда, складывается впечатление, что лицо это со временем будет принимать все более жесткие и предсказуемые черты - властного и могущественного правителя. Которого не остановят принятые правила, если они мешают достичь намеченной цели: скорее он изменит их. С началом формирования нового кабинета станет ясно, чью волю исполняет правитель, но уже очевидно: с сегодняшнего дня многие правила игры на петербургском рынке претерпят серьезные изменения.<BR><BR>"ДП" обозначил основные проблемные точки в развитии города, и, следя за первыми шагами в этих направлениях, через 100 дней можно будет сделать вывод - что может дать городу избранный губернатор. Ждет ли Петербург качественный рывок или очередные четыре года "безвременья".<BR><BR><B>Градостроительство</B><BR>Сейчас работа над новым Генпланом лишь на первом этапе: идет разработка вариантов концепции развития. В начале следующего года, после выбора варианта концепции, специалисты приступят к его "обсчету". Затем предстоит экспертиза Госстроя и утверждение Законодательным собранием. Генплан должен стать "документом общественного согласия".<BR>До тех пор возможно ужесточение контроля за сервитутами землеотводов, в первую очередь -- предоставляемых частным лицам. Усадьбы многих владельцев , "вырезавших" свои участки из территорий общего пользования, будут возвращены в первоначальные границы.<BR><BR><B>Уплотнительная застройка</B><BR>Губернатор высказалась однозначно против "уплотнительной застройки", и это обещание вполне способно накалить и без того напряженную ситуацию в строительном комплексе.<BR>Это означает, что в генплане будет избрана концепция развития предместий Петербурга, с минимумом нового строительства в центре, зато с необходимостью затрат на инженерную подготовку окраинных территорий. А в ближайшее время у депутатов ЗС, предлагающих дать населению максимум прав при решении судьбы того или иного проекта, хорошие шансы законодательно закрепить свои инициативы. Таким образом получится, что еще до разработки градостроительных регламентов население окажется главным инструментом в продвижении строительных проектов.<BR><BR><B>Выделение участков</B><BR><B>под застройку</B><BR>За отказом от уплотнительной застройки последует и отказ от существующей системы распределения участков. Инвестиционно-тендерная комиссия, по крайней мере в том виде, в котором она есть сейчас, перестанет существовать. Будет создана федеральная программа, и на бюджетные, а также заемные деньги администрация начнет заниматься инженерной подготовкой новых земель, которые затем будут продаваться на торгах.<BR>Юридические управления профильных комитетов будут гораздо тщательнее следить за выполнением инвестиционных условий и в случае их нарушения -- доводить судебные дела до конца.<BR><BR><B>Развитие территорий</B><BR>Помимо развития совершенно неосвоенных территорий, предместий, предстоит развивать "регрессивные" земли.<BR>В первую очередь такую возможность получат компании со значительными финансовыми возможностями или имеющие поддержку на уровне московского или федерального правительств. Будет создана городская или федеральная программа, и для получения подобного заказа понадобится значительный "административный ресурс".<BR>Агентства развития территорий останутся, но им будет вменено в обязанность составление технико-экономических обоснований проектов и отчетности перед специально созданной структурой, возможно -- на уровне комитета.<BR><BR><B>Городской заказ</B><BR>В Петербурге несколько десятков государственных заказчиков, координирующие функции возложены на Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ). Он должен аккумулировать заявки, определять условия открытых конкурсов и согласовывать затем сметы с Комитетом финансов. Однако на практике многие ведомства определяют подрядчиков самостоятельно и по своему усмотрению.<BR>Администрация Петербурга завершила очередной этап внедрения автоматизированной информационной системы (АИС) госзаказа. Теперь к ней смогут подключиться потенциальные участники тендеров.<BR>До сих пор чиновник теоретически мог легко вскрыть любой конверт с заявкой на участие в торгах и, ознакомившись с суммами конкурентов, доложить "своей" фирме, сколько надо "скинуть". Затем, после заключения невыгодного контракта, подписывалось "дополнительное соглашение", и об указанных на торгах суммах все забывали. Теперь заявки, заверенные цифровой подписью претендента, будут подаваться в электронном виде, торги станут виртуальными, а так называемый обратный аукцион будет транслироваться в сети.<BR>Предполагается сформировать госзаказ Петербурга к апрелю следующего года. Затем власти надеются создать на основе АИС единую городскую торговую систему, в которой покупателями смогут выступать не только администрация города, но и различные предприятия.<BR>Помешать этому может грядущая неразбериха в структуре правительства: как раз к апрелю оно скорее всего будет окончательно сформировано.<BR><BR><B>Рынок медицинских улуг</B><BR>Заказы на поставки медикаментов распределялись раньше в основном среди неожиданно появлявшихся никому неизвестных, создаваемых специально "под конкурс", фирм.<BR>Скорее всего эта практика продолжится и в дальнейшем, однако состав лиц, которым "позволено" создавать такие компании, претерпит значительные изменения.<BR>Будет приватизирована большая часть государственных аптек, которым выдвинут требования сохранить "социальные отделы".<BR><BR><B>Промышленные предприятия</B><BR>Продекларирован "разумный протекционизм" по отношению к петербургским промышленным предприятиям.<BR>Их интересы будут лоббироваться на федеральном уровне, предприятия обеспечат госзаказом. Однако только избранные: новый губернатор обещала "селективную" промышленную политику, а в связи с этим -- "инвентаризацию" фабрик и заводов. Поддержка тех, кто пройдет через "инвентаризацию", будет в первую очередь административная: губернатор активно вела переговоры с отраслевыми министрами о заказах городским предприятиям. Лоббистские возможности у нее неизмеримо шире, чем у были у Владимира Яковлева.<BR>Однозначно заявлено о поддержке прежней администрации в части расформирования ГУПов. Большинство унитарных предприятий будет приватизировано.<BR><BR><B>Перенос предприятий</B><BR><B>из центра</B><BR>Программа вывода предприятий из центра КЭРППиТ разработал, но до сих пор процесс шел в основном по инициативе частного капитала -- медленно и по большей части бессистемно.<BR>Теперь уверяют, что для вывода промышленных предприятий за пределы центра будут использовать "рыночные рычаги". Со временем в городе станет невыгодно заниматься производством. Последует повышение арендных земельных ставок для промышленности, а также ставок земельного налога, льготы для "переехавших" предприятий, но главное -- предстоит подготовка новых промзон, что потребует бюджетных вложений. Однако в краткосрочной перспективе повышение ставок отчасти может помочь решить проблему наполняемости бюджета.<BR>К тем же предприятиям, которые смогут выдержать этот пресс, занимая при этом привлекательные для инвесторов участки, будут применены "меры воздействия" руками налоговой инспекции.<BR>Для взаимодействия с властями Ленобласти -- совместного строительства дорог, устройства промзон за чертой города -- с помощью полпредства будет создан некий "надрегиональный" орган, координирующий деятельность обоих правительств. Это, кстати, станет первым шагом к будущему объединению двух субъектов Федерации.<BR><BR><B>Вывод военных</B><BR>В обозримом будущем можно говорить только об окончательном их выводе из Новой Голландии. Структуры Минобороны в принципе не возражают против переезда: показателен пример Главного штаба, постепенно передаваемого Эрмитажу.<BR>Это настолько затратное дело, что лишает многие инвестпроекты рентабельности. Но главная проблема -- бюрократическая. С использованием административного ресурса на федеральном уровне ее можно решить почти молниеносно, приказным порядком, поэтому решение приберегут до тех пор, когда оно окажется необходимым в политических целях.<BR><B>Предпринимательство</B><BR>Доля создания своего дела требуются до 5 лет согласований и значительная сумма на взятки. Новый губернатор обещала сформировать "надежную систему правовой защиты отношений собственности, оперативного и справедливого рассмотрения хозяйственных дел в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах".<BR>Однако методы борьбы с коррупцией не продуманы: "Пока бизнесмены приносят чиновникам конверты и кейсы с деньгами, коррупция непобедима. Поэтому обращаюсь к вам с настойчивой просьбой, даже мольбой: не давайте денег чиновникам! Иначе коррупционный налог на российский бизнес будет на вечные времена", -- сказала губернатор.<BR>Будет ускорено принятие закона "О развитии малого предпринимательства в Санкт-Петербурге". Кроме того, будут разработаны поправки в закон о порядке определения арендной платы за нежилые помещения, арендодателем которых является Санкт-Петербург: предприятиям малого бизнеса упростят процедуру и снизят ставки. Правда, для этого придется преодолеть сопротивление депутатов ЗС, которые о снижении ставок пока не задумывались, скорее наоборот. Возможна продажа малым предприятиям занимаемых ими помещений, но только если будет принято соответствующее политическое решение.<BR>Предполагается также оптимизировать систему кредитования и упростить возможности участия в конкурсах за городской заказ.<BR>В ближайшее время будет создан Совет по малому и среднему предпринимательству при губернаторе. А затем -- профильный комитет, полностью дублирующий функции КЭРППиТ, но на "малом" уровне.<BR><BR><B>Розничная торговля</B><BR>В обозримом будущем следует ожидать строительство новых продовольственных рынков -- это сугубо популистское решение, чтобы "приблизить торговлю к народу". И единственная альтернатива для владельцев мелкорозничных павильонов и ларьков, вытесняемых новыми супер- и гипермаркетами, торговыми комплексами.<BR><BR><B>Содержание жилищного фонда</B><BR>Прежняя администрация делала все, чтобы затруднить процесс возникновения эффективных форм управления жильем. Товарищества собственников в давно построенных домах практически не создавались, зарегистрированных кондоминиумов -- доли процента от всего жилищного фонда.<BR>"Создание конкурентной среды" было записано в предвыборной программе губернатора, но в недофинансируемой отрасли ЖКХ конкуренция маловероятна. Должны активизироваться разработка системы адресных субсидий, внедрение персонифицированных счетов. "Обеспечение прозрачности оплаты жилищно-коммунальных услуг", также обещанное губернатором, подразумевает в первую очередь переход на договорные отношения жильцов и поставщиков. До тех пор пока услуги не будут оплачиваться в полном объеме, это невозможно.<BR>В любом случае процедура регистрации ТСЖ и кондоминиумов будет упрощена, возможно, в комплекс собственности начнут включать и землеотвод.<BR><BR><B>Реконструкция</B><BR>На смену точечным проектам реконструкции, реализуемым до сих пор, придут массовые.<BR>Петербург пойдет по московскому пути сноса кварталов застройки массовых серий и строительства на их месте нового жилья. Вначале -- на деньги учрежденной столичной мэрией Московской инвестиционно- строительной компании.<BR>Будет отменена "заявительная" система перевода объектов в разряд аварийного жилья, чтобы была возможность формировать документацию и предоставлять в реконструкцию инвесторам целые дома.<BR>Реконструкция центра станет возможна только по федеральной программе и с участием Госстроя -- поквартальная, с "волновыми расселениями", которые неизбежно приведут к конфликтам с собственниками квартир.<BR><BR><B>Мансарды</B><BR>Предоставление на инвестусловиях чердаков и подвалов могло бы активизировать и саму реконструкцию центра города, если в качестве условий выдвигать требование провести санацию самого здания. Однако прежняя администрация не нашла решения этой проблемы.<BR>Идея, встретив понимание у инвесторов, столкнулась с полным неприятием горожан. Администрация попыталась оформлять в свою собственность мансарды и подвалы в жилых домах, в которых есть выкупленные (приватизированные) квартиры, и "частники" возмутились таким распоряжением их общей долевой собственностью. Соответствующий законопроект застрял в Законодательном собрании еще прошлым летом, не помогла даже поправка, обязывающая учитывать мнение жильцов.<BR>"Социальная направленность" будущей политики губернатора заморозит реконструкцию мансард на неопределенное время, по прошествии которого будет принято "волевое решение" предоставлять чердаки инвесторам.<BR><BR><B>Энергетика</B><BR>В администрации создана рабочая группа, которая готовит предложения по созданию единой управляющей компании для теплосетевых активов ОАО "Ленэнерго", ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга", а также внутридомовых сетей, которые эксплуатируют жилищно-коммунальные структуры.<BR>Проект создания единой УК представлял городскому правительству генеральный директор ОАО "Ленэнерго" Андрей Лихачев, он же руководит работой группы -- для доработки концепции на уровне комитетов администрации. Пока предполагается, что в первый год УК будет управлять всеми тепловыми активами на правах аренды. Предстоит разработать инвестиционные планы, а главное -- синхронизировать работу всех активов, в том числе сетевое хозяйство.<BR>В скором времени единая управляющая компания будет создана, и возглавит ее гендиректор "Ленэнерго".<BR><BR><B>Туризм</B><BR>Развитие туризма новая власть планирует сделать "одним из приоритетов своей экономической политики". Валентина Матвиенко до выборов уже успела предложить Президенту создать "Серебряное кольцо России", в которое войдут памятники архитектуры Северо-Запада и которое "может иметь не меньшую, а даже большую перспективу", чем "Золотое кольцо". Пока это единственное конструктивное предложение нового губернатора по развитию отрасли.<BR><BR><B>Гостиницы</B><BR>Нового губернатора вряд ли удовлетворит сложившаяся ситуация, когда туристическая инфраструктура Петербурга пополняется в основном гостиницами уровня от трех звезд.<BR>Из-за этого "мы теряем большое количество отечественных и зарубежных туристов". Тем временем известный "гостиничный список" (утвержденный прежним губернатором перечень адресов, "рекомендованных" для строительства или реконструкции гостиниц) включает в себя по большей части адреса центра города, где строить отели эконом-класса нерентабельно.<BR>Прежняя администрация сформировала еще и список гостиниц -- ГУПов на продажу, однако покупателя они не нашли. Очевидно, приватизирует эти предприятия их нынешний менеджмент.<BR>Петербург испытывает дефицит в недорогих гостиницах, мотелях и т.п., и их строительство будет мотивироваться -- уменьшением или полным освобождением от платежей в бюджет либо стимулироваться при помощи административного ресурса. Можно ожидать появления федеральной программы, тем более что массовое строительство мотелей в регионе вполне соответствует намерениям создать "Серебряное кольцо".<BR><BR><B>Транспорт</B><BR>Главная проблема прошлой администрации была в том, что, выдавая коммерческим перевозчикам новые маршруты, за качеством перевозок контроля не было. Не будет его и в дальнейшем, хотя распределение маршрутов ужесточится.<BR>Начальник ГУП "Петербургский метрополитен" Владимир Гарюгин, гендиректор ГУП "Электротранс" Валентин Полушин и гендиректор ГУП "Пассажиравтотранс" Александр Дацюк выработали предложения по развитию своей отрасли, и, скорее всего, они же будут их реализовывать. Сводятся эти предложения к двум основным постулатам: компенсировать проезд льготников должны те, кто эти льготы давал; бюджетное финансирование должно быть паритетным -- пополам с федеральным бюджетом. Руководители государственных транспортных предприятий хотели бы иметь "равные условия" с коммерческими перевозчиками, то есть вменить им в обязанность заниматься социальными перевозками. К тому же нужна согласованная схема маршрутов (маршрутизация).<BR>По мнению Валентины Матвиенко, проблема вполне решаема: "Это увеличение доли бюджетных средств, направляемых на обновление парка подвижного состава, получение льготных кредитов на эти цели под гарантии городской администрации, а также изменение самой системы государственных унитарных предприятий наземного транспорта". И Александр Дацюк, и Валентин Полушин говорили о потенциальной возможности их предприятий "зарабатывать самостоятельно". Скорее всего вскоре эти ГУПы ожидает приватизация.<BR>Существование малых транспортных предприятий будет весьма проблематично: новый губернатор поддержит политику Минтранса по "укрупнению" фирм-перевозчиков, создавая неблагоприятные условия для их работы.<BR><BR>"Яма"<BR>Котлован у Московского вокзала -- одно из самых больных мест ушедшего губернатора. Попытка продать его за несколько десятков миллионов долларов не удалась.<BR>В ближайшее время яму либо продадут по цене на порядок ниже, либо передадут ОАО "РЖД": планировавшийся здесь гостинично-вокзальный комплекс до сих пор актуален.<BR><BR><B>Нева</B><BR>После того как ГУП "Мостотрест" будет приватизировано, возможна сдача в аренду причальных стенок Невы. Неизбежен конфликт между архитектурно-охранным ведомством (КГИОП) и арендаторами.<BR><BR><B>Депутаты</B><BR>Взаимоотношения новой исполнительной власти со "старой" законодательной будут строиться с позиции силы. Депутаты попытаются начать торг за так называемую "коллективную поправку" -- возможность распоряжаться значительными бюджетными средствами в собственных интересах. То, что раньше называлось "резервным фондом" депутатов, в нынешнем бюджете тщательно замаскировано в различных расходных статьях.<BR>Законодатели попытаются сохранить эти деньги за собой -- в том или ином виде. В качестве "обмена" будут предложены поправки в Устав города, меняющие структуру администрации под нового губернатора.<BR>Губернатору предстоит прекратить существование этого резервного фонда депутатов.<BR><BR>Градоначальники "нового Петербурга"<BR>Этапы эволюции:<BR>от реформиста Собчака -- к хозяйственнику Яковлеву, через партийца Беглова -- к аппаратчику Матвиенко.