Эрмитаж устроил суровое испытание Эшером

Сейчас в Эрмитаже идет выставка голландского художника Морица Эшера. И событие это даже в нашем перекормленном культурой городе нельзя назвать рядовым. Ибо Эшер -- это легенда, кумир и колдун одновременно.

<BR><BR>Сейчас в Эрмитаже идет выставка голландского художника Морица Эшера. И событие это даже в нашем перекормленном культурой городе нельзя назвать рядовым. Ибо Эшер -- это легенда, кумир и колдун одновременно.<BR>Имя Леонардо да Винчи известно всем, хотя не каждый остановит взгляд на его репродукциях в журналах. Имя Эшера далеко не всем что-то говорит, но по количеству воспроизведений его работ в качестве иллюстраций к самым разным вещам -- от книжек по физике и паранормальным явлениям до заставок к компьютерным программам и интеллектуальной художественной литературы -- он вполне может тягаться с Леонардо.<BR>Работы Эшера обладают магией "дежа вю": бросив на них случайный взгляд, зритель обнаруживает, что это очень похоже на его недавний сон. Почти каждый может сказать: да, я видел во сне переплетающиеся лестницы, ведущие в никуда, но в то же время имеющие смысл и гармонию, я по ним ходил, мне было страшно, но в этом было мое предназначение.<BR><BR><B>Сны Эшера</B><BR>Эшер тоже видел эти сны, но в отличие от подавляющего большинства людей, немедленно забывающих свои сумеречные впечатления, он оставил их изображения. Он сам писал об этом: "Если бы только знали, какие видения посещают меня в ночной тьме... Иногда моя неспособность сделать их зримыми буквально сводит меня с ума. По сравнению с этими мыслями каждая отдельная гравюра или рисунок -- это полная неудача, только мельчайшая частица необъятного целого". Эшер был слишком строг к себе. Зрители десятилетиями поглощают эти мельчайшие частицы, восхищаясь талантом художника.<BR>Выставка Эшера в Эрмитаже -- это не только большой подарок всем, кто хоть чуть-чуть наделен воображением, но и суровое испытание.<BR>Каждая работа Эшера требует пристального внимания -- включая его итальянские пейзажи, как будто слишком холодные и техничные. Неважно, что пейзаж может иметь строгую географическую привязку (например, "Рощица в Кальви, Корсика"), -- в интерпретации Эшера это фантастическое место в фантастическом времени. Более того, четкие линии графики художника словно отпечатываются на сетчатке глаза, начиная отображаться куда-то внутрь -- хочется закрыть глаза и досмотреть эту работу в полной темноте. Увы, на выставке, в окружении многих людей -- а Эшер художник модный, даром что ни разу у нас не выставлявшийся, -- это не получится.<BR><BR><B>Альбом для сильных натур</B><BR>В зале, где висят его работы, не продохнуть, к каждому листу -- маленькая очередь, а от шепота интеллектуальных кумушек, демонстрирующих свою образованность, звенит в голове.<BR>Можно утешиться только покупкой альбома Эшера, который вскоре станет одной из домашних книг, обладающих особой силой: если этот альбом лежит на столе, в него до смерти тянет заглянуть. Заглянув, оттуда трудно "выйти". Для просмотра перед сном рекомендуется только сильным натурам, потому что слабые трепетные создания рискуют получить все работы Эшера себе в голову, что по ночам может вызывать известный страх. Допустим, "Рептилии", вполне безобидные днем, в сгущающихся сумерках могут анимироваться -- не исключено, что именно этого эффекта и добивался художник.