00:0022 сентября 200300:00
5просмотров
00:0022 сентября 2003
Одним из самых динамичных сегментов рынка оказалась сфера обеспечения добычи и транспортировки нефти и газа. В выигрыше будет тот, кто сможет быстрее других отреагировать на тенденции рынка
<BR><BR><B>Одним из самых динамичных сегментов рынка оказалась сфера обеспечения добычи и транспортировки нефти и газа. В выигрыше будет тот, кто сможет быстрее других отреагировать на тенденции рынка</B><BR>Судостроительные предприятия Петербурга, оставив надежду на государственную поддержку, ищут собственные пути развития.<BR><BR>Большие серии типовых кораблей, на которые ориентировались советские верфи, оказались неактуальны. Ни гражданский, ни военный флот России не проводит планомерного обновления своего состава. Зато появился спрос на суда, которых раньше вообще не строили.<BR>Сейчас в выигрыше оказывается тот, кто сможет быстрее конкурентов отреагировать на тенденции рынка. Одним из самых динамичных сегментов рынка оказалась сфера обеспечения добычи и транспортировки нефти и газа. Пока немногие предприятия могут похвастаться крупными контрактами такого рода, но проекты, связанные с "нефтянкой", как правило, относятся к самым современным.<BR><B>Черное золото</B><BR>На петербургских верфях отсутствуют и навыки, и технические возможности для строительства крупнотоннажных танкеров. Последние отечественные танкеры строились на Балтийском заводе еще в 1970-е годы, а с тех пор требования к судам этого типа изменились. В итоге даже самые благополучные российские верфи загружены на 40-45% своей мощности, а российские нефтяные компании в 2002 г. заказы на строительство 17 танкеров общей стоимостью около $900 млн разместили за рубежом.<BR>Тем не менее петербургские судостроители пытаются отхватить свой кусок пирога. ОАО "Балтийский завод" построило в 1995-1996 гг. два танкера-химовоза для германской компании Transocean Shipmanagement, а сейчас завершает строительство трех речных химических танкеров для голландского заказчика.<BR>Под производственные возможности Балтийского завода ФГУП "ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова" и ЦКБ "Балтсудопроект" разработали проект танкера пятого ледового класса дедвейтом 73 тыс. т. Кроме того, завод разрабатывает два перспективных проекта: небольшой плавучей нефтеперерабатывающей установки и мощного судна-нефтесборщика. Первая предназначена для производства прямо в районах добычи из нефти и нефтегазового конденсата топлива для местных потребителей. Она может устанавливаться у причала либо на якорях на рейде и перерабатывать 20-100 тыс. т нефти в год.<BR>Судно-нефтесборщик также призвано обслуживать районы добычи и транспортировки нефти. Проектом предусмотрен сбор нефти с поверхности воды, прием нефтесодержащих и сточных вод с судов, удаление плавающего мусора с акватории портов и гаваней. При этом собранная нефть перерабатывается прямо на судне в бензин, солярку или мазут.<BR>Огромное количество проектов связано с освоением нефтегазовых месторождений Северного Ледовитого океана и превращением Северного морского пути из внутреннего в экспортно-ориентированный транспортный коридор.<BR>ФГУП "Адмиралтейские верфи", имеющее большой опыт строительства боевых кораблей для арктического региона, построило пять танкеров-двадцатитысячников по заказу НК "Лукойл". Сейчас строятся два танкера водоизмещением 47,7 тыс. т для ОАО "Совкомфлот".<BR>Завод подписал с одной из шведских судоходных компаний контракт на строительство двух танкеров дедвейтом 14 тыс. т. На этих судах должны быть применены сверхсовременные движительные установки типа Azipod. "Для предприятия новый контракт важен не столько в коммерческом плане, сколько в техническом, -- отметил генеральный директор ФГУП "Адмиралтейские верфи" Владимир Александров. -- Мы хотим "пощупать" новую технику".<BR>На основе полученного опыта "Адмиралтейские верфи" готовят проект танкера арктического класса водоизмещением 70 тыс. т.<BR><BR><B>Планов громадье</B><BR>В планах Министерства транспорта РФ -- постепенная замена работающих на Северном морском пути атомных ледоколов типа "Арктика" и "Таймыр" на новый, более мощный и крупный ледокол-лидер. Предполагается, что он будет двухосадочным, то есть сможет работать не только в открытом море, но и в устьях сибирских рек. Рентабельность северных перевозок с использованием этого ледокола должна повыситься на 70-80%. У еще не созданного судна есть рабочий индекс ЛК-60Я, но относительно перспектив его строительства даже чиновники Минтранса ничего не могут сказать -- слишком дорог проект ($260 млн). Никто, кроме государства, не станет его финансировать. Между тем даже атомный ледокол "50 лет Победы", заложенный на Балтийском заводе 14 лет назад, будет введен в строй не раньше 2005 г.<BR><BR><B>Cвой путь</B><BR>Петербургские верфи предпочитают продвигать собственные проекты, пусть и не такие масштабные. ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" намерено построить серию небольших дизель-электрических ледоколов для обслуживания Приразломного месторождения и месторождений Сахалин-1, Сахалин-2. "Это универсальные суда с мощной энергетической установкой, -- поясняет директор по маркетингу ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" Леонид Кузьмин. -- Они могут выполнять множество функций, от пожарных до снабженческих. Потребность в них, с учетом разработки шельфовых месторождений, исчисляется десятками".<BR>Самый крупный подряд, связанный с морской нефтедобычей, -- строительство стационарной буровой платформы "Приразломная" -- прошел мимо петербургских предприятий. Отчасти по техническим (огромные конструкции сложно переместить с Балтики в Баренцево море), отчасти по политическим мотивам (кризисное состояние ГУП "ПО "Севмашпредприятие" и ФГУП "Звездочка") заказ был отдан архангельским заводам. Впрочем, учитывая масштаб проекта, фактически все петербургские предприятия надеются поучаствовать в нем в качестве субподрядчиков.<BR>ОАО "Выборгский судостроительный завод" (ВСЗ) -- единственная российская верфь, специализирующаяся на морских буровых платформах. Предприятие строит корпуса плавучих платформ для норвежского заказчика.<BR>"Мы намерены и расширять номенклатуру продукции -- строить подъемные и полупогружные буровые, суда обеспечения, -- и увеличивать степень их насыщения оборудованием, -- говорит начальник отдела маркетинга ВСЗ Алексей Туниманов. -- Пока, к сожалению, только для иностранных заказчиков. Но это позволяет нам осваивать новые технологии, которые будут востребованы и в России. ВСЗ построил судно-нефтесборщик для Приморского порта".<BR>ОАО "Морской завод "Алмаз" построило два скоростных катера-бонопостановщика и судно-нефтесборщик для Приморского порта. Тема оказалась такой перспективной, что "Алмаз" в течение нескольких лет постоянно работал над экологическими судами различных типов, в том числе и по заказу администрации Петербурга. Ё