Фестиваль EARLYMUSIC потрясет барочным аффектом

Чайковский, Рахманинов, Глинка, Бородин, Мусоргский... Вам еще не надоело? Складывается ощущение, что до появления этих господ никакой музыки не существовало.

<BR><BR>Чайковский, Рахманинов, Глинка, Бородин, Мусоргский... Вам еще не надоело? Складывается ощущение, что до появления этих господ никакой музыки не существовало.<BR>Музыка эпохи Барокко, когда на скрипки натягивались жильные струны, а произведения клана Бахов исполнялись не на рояле, а на клавесине, позволит отдохнуть от композиторов "Могучей кучки". Произойдет это на фестивале EARLYMUSIC, который начался вчера и продлится до 5 октября.<BR>В Советском Союзе музыка эпохи барокко была родом музыкального диссидентства. Барочные музыканты Петербурга воспитывались в основном в мансарде художника и философа Бориса Аксельрода -- культовой фигуры ленинградского андеграунда 80-х. Cреди воспитанников Axl ( так зашифровывалось имя Аксельрода) был и Андрей Решетин , экс-скрипач группы "Аквариум", а ныне -- барочный скрипач, художественный руководитель фестиваля EARLYMUSIC и барочного "Оркестра Екатерины Великой".<BR>Пять лет назад Андрей Решетов переступил порог Британского Совета. Его встретил новый сотрудник Совета Марк де Мони. Из этой встречи родился проект петербургского фестиваля EARLYMUSIC, а Марк де Мони переквалифицировался в директора фестиваля и Русского фонда старинной музыки. VI Международный фестиваль EARLYMUSIC проходит при поддержке посольств Великобритании, Германии, Италии и Нидерландов, а также российских спонсоров, главный из которых -- АФК "Система". Название спонсора деликатно зашифровано в новом слогане фестиваля "Новая система координат".<BR>На встрече с журналистами, посвященной открытию фестиваля, Марк де Мони определил несколько приоритетов EARLYMUSIC. Это сближение с Европой, возрождение музыкального наследия России XVIII века и формирование нового поколения российских музыкантов. Сближение с Европой происходит в стремительном темпе -- фестиваль EARLYMUSIC сотрудничает с фестивалями старинной музыки в Постдаме и Утрехте (Голландия). Сотрудничество с Утрехтским фестивалем вылилось в реализацию фантастического проекта -- в Эрмитажном театре будет исполнена любимая опера Екатерины II "Мнимые философы" итальянского композитора Джованни Паизиелло.<BR>-- Возродить оперу XVIII века и поставить ее на сцене придворного театра 2 года назад было невозможно, -- говорит Марк де Мони.<BR>-- В XVIII веке в Петербурге существовал лучший придворный театр в Европе, -- добавляет Андрей Решетов. -- Екатерина II, страстная любительница оперы, перекупила лучших композиторов и музыкантов Европы. Музыка того времени остается в России неизвестной и неисполняемой. Более того, достать в России партитуры XVIII века невозможно, хотя лучшая коллекция партитур находится здесь, в Петербурге.<BR>Организаторы фестиваля много говорят об аутентичности исполнения музыки эпохи Барокко и Ренессанса. Знания об историческом исполнительстве российские музыканты могут получить только на факультете исторического и современного исполнительства Московской консерватории. Другой способ -- чтение музыкальных трактатов эпохи Барокко и Ренессанса.<BR>Фестиваль EARLYMUSIC -- настоящий пир для любителя средневековой музыки. Лучшие барочные коллективы Европы и России, постановка оперы XVIII века там, где она исполнялась при Екатерине II, первое в России исполнение музыки Моцарта на инструментах эпохи Моцарта. Прибавьте сюда британского обладателя редчайшего голоса контртенор Майкла Чанса. Мировых контртеноров можно пересчитать по пальцам. Голос Майкла Чанса с трудом поддается описанию. Как говорит Андрей Решетов, музыка -- это аудиочувственный феномен. Так вот, для голоса Майкла Чанса больше всего подходит определение "пение ангелов". Во время звучания таких голосов слушатели XVIII века падали в обморок.<BR>Барочные дворцы Петербурга и Царского Села -- прекрасный фон для звуков, аутентично исторгаемых из виолы да гамба и гобоя д'амур. По логике вещей слушатели фестиваля должны впасть в то самое прославленное состояние барочного аффекта, который не имеет ничего общего с понятием аффекта в судебной медицине. Барочный аффект -- это движение души. Его можно вложить в сочиненную музыку, а потом извлечь во время исполнения и обрушить на головы замечтавшихся слушателей. Странность, резкость и жесткость барочной музыки не имеет ничего общего со сладеньким мифом о ней, как о музыке легкомысленной, нежной и сладкозвучной. "Печалиться под музыку Вивальди" слушателям фестиваля не придется.<BR>