Производители сухих завтраков туманно представляют возможности рынка

За фразами о перспективности рынка прячется отсутствие информации

<BR><BR><B>За фразами о перспективности рынка прячется отсутствие информации</B><BR>Российский рынок сухих завтраков имеет достаточно жесткую территориальную привязанность к городам-миллионникам. Что связано как с ритмичным образом жизни населения этих городов, так и с большой покупательской способностью.<BR><BR>Завоевывать небольшие города производители хлопьев, мюсли и каш быстрого приготовления пока не стремятся. Спрос на региональных рынках еще слабо сформирован, тогда как мегаполисы уже подготовлены, и именно за счет их производители надеются увеличивать объемы продаж.<BR>Перспективность отечественного рынка сухих завтраков, по мнению игроков, очевидна. Например, потребление мюсли в России находится на отметке 2-3 т, когда в Европе -- в 20 раз больше. В начале 90-х годов западные компании -- Brueggen, Doctor August Oetker Nahrungsmittel, Cerealia Foods и Nestle -- пришли на российский рынок. Тогда потребление мюсли было на нулевой отметке ввиду отсутствия такого продукта в стране. С кашами быстрого приготовления первыми на российский рынок вышли финляндские компании Raisio и Myllin Paras, английская компания Quaker Trading Ltd.<BR>Эти компании сформировали в крупных российских городах рынок сухих завтраков, а также подготовили почву для появления российских производителей.<BR>С появлением российских производителей иностранцы несколько сдали свои позиции, однако продолжают работать по схеме импортирования, не размещая заказы на российских предприятиях, что связано с дефицитом необходимого оборудования. По данным ООО "Фонд информационных технологий", в первом полугодии в Россию ввезено сухих завтраков на сумму $6 млн (см. табл.).<BR><BR><B>Рынок толкает</B><BR><B>к безымянности</B><BR>При открытости рынка для новых игроков конкуренция на нем достаточно жесткая. По словам заместителя генерального директора ООО "Морсби" Екатерины Салаховой, препятствием для появлений новых компаний могут послужить трудности, связанные с налаживанием дилерской сети.<BR>Торговцы, уже работающие с производителями сухих завтраков, неохотно пополняют свой портфель торговыми марками неизвестных компаний. Тогда как новые марки и продукты производителей, с которыми работают давно, попадают в него без труда. Кроме того, крупнейшие игроки за счет известности своих марок имеют несравнимо большие возможности выводить новые продукты. Например, компания "Быстров" без особых проблем в 2002 г. вышла в новый для себя сектор мюсли.<BR>Новые же компании, имея минимальный шанс попасть в торговые сети, вынуждены довольствоваться нецивилизованными рынками, что ограничивает развитие торговых марок, а потому большинство из них работает безымянно.<BR><BR><B>Несостыковка</B><BR>Возможность прихода новых игроков при существующих преградах к потребителю противоречит заявлениям игроков о перспективности рынка. Причем об этом свидетельствуют прогнозы на развитие рынка самих производителей. Так, по мнению Екатерины Салаховой, в ближайший год за счет привлечения новых потребителей можно ожидать 10%-ный рост. Директор службы маркетинга ООО "Быстров" Евгений Казаков прокомментировал куда более расплывчато. "Рынок будет расти динамически поступательно, не стремительными темпами", -- заявил он.<BR>Несколько странно на фоне перспективности российского рынка сухих завтраков выглядит уход с него компаний, уже имеющих опыт работы и связи. Так, в секторе мюсли прекратила работу московская компания "Эликом".<BR>Или другой пример. Год назад представители датской компании Danish Cereals Holding A/S и датского Инвестиционного фонда вели переговоры с вице-губернатором Ленинградской области Григорием Двасом о строительстве в области предприятия по выпуску мюсли со 100%-ным датским капиталом (см. "ДП" №198/02, www.dp.ru). Были определены общий объем инвестиций (около $2 млн) и сроки запуска первой очереди -- конец 2002 г. Однако чем закончился проект, неясно. По словам Александра Грушина, помощника главы администрации Ломоносовского района Ленинградской области, в районной администрации информации о реализации проекта нет.<BR><BR><B>Рынок с размытыми границами</B><BR>Ко всему прочему развитие российского рынка сухих завтраков в целом происходит хаотично, свидетельство чему -- отсутствие точной информации об общей емкости рынка и о составе игроков. Например, производством такого продукта, как кукурузные палочки, занимаются многие хлебозаводы еще с советских времен. Их количество и совокупные объемы производства никто не подсчитывал. В молодых секторах -- каш быстрого приготовления и мюсли -- количество операторов приблизительно ограничивается 50, большая часть из которых находится в Москве и Петербурге. Емкость сектора мюсли также неизвестна. Сектор же каш быстрого приготовления специалисты компании "Быстров" оценивают в $35-38 млн.<BR><BR><B>В рост надо</B><BR><B>вкладывать</B><BR>Небольшой количественный состав производителей каш быстрого приготовления и мюсли связан с необходимостью разовых вложений в оборудование, стоимость которого может доходить до $2 млн, при окупаемости как минимум в 2 года.<BR>Компании же, занимающиеся поставками оборудования, необходимого для производства сухих завтраков, объемы продаж на несколько лет вперед исчисляют единицами. "За 3 года мы надеемся продать пять-семь линий, -- говорит представитель итальянской компании "Паван С.п.а." в России Дмитрий Коряковский. -- Несмотря на высокий интерес к линиям производства сухих завтраков, не все могут потратить 1,4 млн евро на высококачественное оборудование. Тем не менее две линии мы уже продали".<BR>Дмитрий Коряковский отмечает, что большая часть производителей сухих завтраков использует при производстве оборудование "кустарного" производства. С ним не согласна Екатерина Салахова, которая считает, что российские машиностроители могут изготовить не менее качественное оборудование стоимостью в несколько раз ниже.<BR>Вообще же до 2000 г. в Россию было завезено всего пять комплектов оборудования по производству сухих завтраков, которое было установлено на МПК "Крекер" (Москва), "Кунцево" (Кадниково), "Любятово" (Псков) и предприятиях в Краснодаре и Челябинске.<BR><BR><BR><B>Справка</B><BR>Производство сухих завтраков основано на термоэкструзионной переработке крахмалосодержащего сырья. В качестве такового чаще используют растительное зерновое сырье без клейковины, но с высоким содержанием крахмала: цельное зарно, крупу, муку кукурузы, риса, гречихи и др., кукурузный и картофельный крахмал, отруби, пшеничные зародыши, солод.<BR>В зависимости от рецептуры в сухие завтраки вносят различные вкусовые добавки: соль, сахар, растительное масло, пряности, измельченные сухофрукты и орехи.