Низкие ставки становятся подозрительными

Участники фондового рынка считают, что демпинг на рынке брокерских услуг может привести к краху компании

<BR><BR><B>Участники фондового рынка считают, что демпинг на рынке брокерских услуг может привести к краху компании</B><BR>Демпинг становится все более опасным способом ведения конкурентной борьбы на рынке брокерских услуг. Помимо того что он приводит к убыткам и может стать причиной разорения компании, демпинг настораживает клиентов.<BR><BR>Все же некоторые петербургские брокеры считают демпинг приемлемым видом поведения на рынке.<BR>Но только на определенных этапах или при определенных условиях.<BR><BR>Демпинговать стыдно...<BR>"ДП" спросил у ряда крупных брокерских компаний, работающих в Петербурге, какие ставки комиссионного вознаграждения они считают приемлемыми и при каких условиях, по их мнению, допустим демпинг. Опрос показал, что даже компании, лояльно относящиеся к применению низких тарифов другими компаниями, сами их избегают.<BR>"Если ставка комиссионного вознаграждения установлена ниже себестоимости, это подозрительно и должно насторожить клиента, -- уверен Яков Марков, генеральный директор ОАО "ИК "Нева-Инвест". -- Компания не должна работать себе в убыток".<BR>"Устанавливать ставки тарифов на уровне ниже себестоимости пытаются молодые, никому не известные компании, чтобы хоть как-то привлечь клиентов, -- уверен Сергей Рыбаков, вице-президент ИГ "Атон". -- Как правило, у таких компаний -- низкий уровень сервиса, ограниченный набор услуг, очень маленький опыт и полностью отсутствует репутация. К тому же не знаю случая, чтобы кому-то впоследствии удавалось повысить тарифы без негативных последствий для брокерского бизнеса, так как клиент, пришедший к брокеру только из-за низких тарифов, так же легко от него уходит после их повышения. Ну и самый изощренный вариант -- это попытка раскрутки компании за счет агрессивного привлечения клиентов, демонстрации сумасшедших оборотов для дальнейшей продажи этого бизнеса. А там, как они рассуждают, пусть голова болит у будущих хозяев..."<BR><BR><B>...но иногда можно</B><BR>Возможность применения нулевых или заниженных ставок компании чаще всего аргументируют либо большим общим оборотом, либо высоким доходом от других услуг.<BR>"Себестоимость услуги с определенного общего оборота становится нулевой. Поэтому любая комиссия является прибылью, -- оправдывает демпинг Кирилл Казаков, заместитель генерального директора ЗАО "ИК Ленмонтажстрой". -- Но в нашей компании мы стараемся демпинг не применят".<BR>Александр Щетров, начальник управления фондовых операций ЗАО "Брокерская фирма "Ленстройматериалы" поясняет: "Устанавливать ставку комиссионного вознаграждения ниже себестоимости услуги возможно, если эти затраты окупаются другими услугами инвестиционной компании. На каком-то этапе она может составлять и 0% от дневного оборота при определенных условиях. Данная ставка обычно действует в целях поощрения клиентов компании, работающих с большими оборотами средств, а также несет имиджевую составляющую".<BR><BR><B>Особенности брокеров</B><BR>В ходе опроса "ДП" выяснил, что некоторые брокерские компании устанавливают ставки комиссии в зависимости от оборота за предыдущий месяц. Для новых клиентов на первый месяц устанавливается специальный льготный тариф. Так, в ИГ "Атон" при обороте до 3 млн рублей в месяц комиссионное вознаграждение соста вит 0,084% оборота. Аналогичная система тарифов и у ЗАО "ИК "Тройка-Диалог". При сумме сделок за месяц до 15 млн рублей комиссия составляет 0,2% от оборота.<BR>Некоторые брокеры, обладая статусом маркетмейкера на ведущих биржах, выставляют (формируют) свои цены на акции. Соответственно, клиент, работая с маркетмейкером, может приобретать ценные бумаги вообще без комиссии.<BR><BR><B>Ставки учтут</B><BR>В новой системе рейтингования (см. материал на соседней странице) Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) планирует уделить больше внимания тарифам брокерских компаний. Председатель правления НАУФОР Алексей Саватюгин комментирует: "Мы будем в большей степени учитывать услуги, предлагаемые компанией -- то же брокерское вознаграждение, выпуск векселей и другие формы привлечения средств клиентов".<BR><BR><B>КОММЕНТАРИИ</B><BR><BR>Андрей Короткий, исполнительный директор ЗАО "ИК Элтра":<BR>"Во всех сферах деятельности, включая и инвестиционную, на этапе расширения бизнеса практикуется временное установление заниженных ставок (цен). Кроме того, для клиентов, пользующихся широким спектром услуг в компании, по некоторым из этих услуг могут устанавливаться более низкие ставки. Но применение ставок ниже себестоимости для всех клиентов и на постоянной основе может в дальнейшем привести к проблемам в работе фирмы".<BR><BR>Алексей Саватюгин, председатель правления НАУФОР:<BR>"Демпинг -- это одно из проявлений неэтичного поведения, которое ведет к искажению рыночных ценовых сигналов и, следовательно, к неэффективности рынка. То есть бороться с демпингом можно и нужно, но не правовыми мерами государственного воздействия, а рыночными мерами со стороны профессионального сообщества. НАУФОР разрабатывает сейчас методические рекомендации по установлению "справедливого" ценообразования на рынке брокерских услуг. Однако тут есть опасность -- если НАУФОР, например, объявит о брокерской комиссии, то у МАПа (Министерства по антимонопольной политике РФ. -- Прим. "ДП") будут основания задуматься о потенциальном картельном сговоре участников рынка и нарушении конкуренции".<BR><BR>Элла Томилина, заместитель генерального директора ЗАО "ИК "Энергокапитал":<BR>"На любой стадии жизненного цикла компании работать в убыток нелогично. Другое дело, когда ценовая политика компании разрабатывается "с дальним прицелом" на то, что благодаря демпингу будет сформирована клиентская база такого объема, который позволит оказывать услуги по ценам ниже рыночных. Успешность такой политики зависит от емкости рынка (которая пока еще крайне низка) и точности расчетов (которые далеко не все могут и проводят). По текущей конъюнктуре демпинговые мероприятия должны быть краткосрочны и агрессивны, в противном случае, клиенты, "клюнувшие" на низкие расценки, станут заложниками этих низких цен -- либо за счет снижения качества оказываемых им услуг, либо за счет вовлечения их активов в пирамидальную схему, последствия которой всем известны.<BR>Существует целый ряд условно-постоянных издержек, которые не зависят от объема проводимых клиентом операций. Наш бизнес высокотехнологичен, потому мелкий клиент для компаний практически всегда затратен. Не зря большинство наших коллег устанавливает минимальный порог сумм, с которыми они работают".<BR><BR>Владимир Скляревский, директор по развитию ООО "АВК-ценные бумаги":<BR>"Любое снижение комиссии несет риск того, что это не приведет к расширению бизнеса и брокер будет нести убытки. В целом, управление средневзвешенной комиссионной ставкой по портфелю клиентов является довольно сложной задачей. Эластичность комиссионного вознаграждения от оборотов, от ситуации на рынке и от конкретных клиентов -- важная информация для финансового менеджмента брокера".