00:0015 августа 200300:00
358просмотров
00:0015 августа 2003
Три года назад в бутике "День и Ночь" появился новый байер.
Три года назад в бутике "День и Ночь" появился новый байер.
Николай Меренков, следуя собственной формуле успеха модного магазина, полностью
изменил концепцию одного из первых петербургских бутиков: принцип подбора
коллекций, стилистику интерьера, политику продаж.
По мнению Николая Меренкова, успех модного магазина не гарантируется именем
самого прославленного дизайнера на вывеске, удачным месторасположением бутика,
дорогим интерьером и изощренным продвижением коллекций. "Все зависит от байера,
человека, отвечающего за закупки коллекций", -- размышляет он.
-- Николай, до сих пор профессия "байер" относится к разряду экзотических. Где
обучают этой специальности?
-- Школа байеров существует в Германии и, насколько я знаю, в ряде других стран.
Но я в ней не учился. Кстати, в ней не учился ни один из моих знакомых байеров,
а их довольно много -- во Франции, Италии, Японии и многих других странах. У
каждого из них есть своя история пути в профессию, так же, как и у меня. Я
учился на собственном опыте, на своих и чужих ошибках. Россия с точки зрения
"учебы на ошибках" дает хорошую школу. Как правило, все у нас в стране строится
"неправильно" и не так, как на Западе. Большая часть модных магазинов в России
имеет общую причину происхождения: их открывали бизнесмены для своих жен. А
поскольку дамы сами занимались закупками, их ментальность и сформировала моду в
России.
-- Поделитесь?
-- За 3 года в бутике "День и Ночь" я сумел донести до сознания покупателей, что
одеваться можно не только в известные итальянские марки: есть много молодых
дизайнеров, которые производят очень интересную, красивую, индивидуальную
одежду. Существует другая мода -- альтернативная. Та, которая была заявлена в
конце 80-х -- начале 90-х годов знаменитой "бельгийской шестеркой", совершившей
революцию в фэшн-мире. Часто мода ассоциируется с женской половиной нашего
общества: показы, модели, девушки, подиум. Мужская мода ограничивалась в
сознании людей узким кругом вещей: костюмы, галстуки, рубашки. Разные фактуры
тканей, разные цвета, но, в общем-то, одно и то же. Бельгийская, или
антверпенская школа в плане отношения к одежде поставила мужчину рядом с
женщиной. Эта тенденция в развитии моды раньше казалась невозможной,
невероятной, а сейчас она на пике популярности. Ментальность изменилась. Даже
представители криминальных структур, устав от черного цвета, сегодня
предпочитают яркие краски одежды. Сейчас "День и Ночь" представляет 45 коллекций
разных модных домов: из Англии, Франции, немножко -- из Италии. В этом году
спектр расширен до американских и австралийских дизайнеров.
-- Как происходит процесс закупки товара?
-- Для байеров и прессы устраивают так называемые Недели моды, на которых можно
увидеть новые коллекции и сделать заказы. Их множество, но основных --
несколько: в середине сентября начинается Неделя моды в Англии, затем она
"переезжает" в Милан, а в начале октября проходит в Париже. По мужским и женским
линиям сроки проведения разные. Сначала я отсматриваю тех дизайнеров, которые
мне интересны. Затем происходят встречи с дизайнерами в шоу-румах. Так как
график мероприятий Недели моды очень жесткий, приезжают 2 тысячи байеров со
всего мира, то все встречи назначаются заблаговременно и продолжаются с утра до
позднего вечера. Оговаривается каждый артикул, в нескольких картелях: в какой
фактуре, в каком цвете, размере и сколько изделий необходимо изготовить. Этот
анализ производится по каждой коллекции и по каждой вещи, а всего их -- порядка
20 тысяч единиц. Решения нужно принимать очень быстро, и при этом учитывая
особенности петербургского рынка.
-- В чем они заключаются?
-- В Петербурге, в отличие от Москвы, где уровень жизни выше, капризный
покупатель 10 раз подумает, примерит и взвесит, стоит ли тратить деньги на вещь.
Для Москвы заказывать проще, а легче всего -- для Японии. Я много раз наблюдал,
как заказывают японские байеры: они никогда не смотрят на стоимость вещи, им не
важна цена. Они покупают то, что им нравится. В Петербурге капризный покупатель.
Прежде чем определиться с каждой конкретной моделью, я много раз взвешиваю и
анализирую, кто может купить эту вещь, попадает ли она в нужную ценовую
категорию. Если мне вещь очень нравится, но она стоит довольно дорого, я должен
понять, что она действительно стоит этих денег и я смогу ее продать.
-- Вы можете рассказать о самой оригинальной, самой удачной Вашей покупке,
которой Вы, возможно, даже гордитесь?
-- Все те вещи, которые я заказывал, это и есть вещи, которыми я могу гордиться,
и все они проданы. Другое дело, что я иногда сознательно покупаю те вещи, о
которых заведомо знаю, что я их не продам. Для того чтобы покупатель, придя в
магазин и увидев эту "ужасно дорогую", "нереальную", "неформальную" и еще
какую-то вещь, восхитился ею. Тогда он быстрее купит ту, которая рядом. Это
делается не только для контраста. Но и для того, чтобы коллекция представлялась
завершенной. Подобные вещи потом все равно уходят, на распродажах, которые
проводятся в конце каждого сезона.
-- Как принимается решение о том, в каких количествах закупать каждый артикул?
-- Модные дома диктуют байерам определенные условия. Обычно предлагается
покупать не менее 4-5 вещей одного артикула. Я стараюсь закупать минимальное
количество, хотя знаю, что мог бы, например, продать 10 пар брюк одного
артикула. Но ввиду очень ограниченного пространства нашего города и количества
мест, в которые мы могли бы ходить, люди могут "пересекаться" в клубах,
ресторанах и так далее. И нужно, чтобы они не сталкивались в одинаковых вещах,
которые к тому же никак нельзя назвать неброскими. В Москве байеры о подобных
нюансах задумываются реже и закупают гораздо большее количество одинаковых
вещей, но там и пространство больше, чем в Петербурге, и возможностей
встретиться покупателям одних и тех же вещей не так высока. Таким образом,
задача байера гораздо сложнее, чем просто заказать вещи, которые можно удачно
продать. Но основной критерий при выборе вещей для закупок один -- это мой
личный вкус. Если вещь понравилась мне, значит, она понравится и моим клиентам.
В каком-то смысле, я предлагаю покупателям то, что в наибольшей степени
соответствует моим личным представлениям о красивой современной одежде.
-- Расскажите о своих личных вкусах. Кто Ваш любимый дизайнер?
-- Нельзя сказать, что мои вкусы включают определенные цвета, ткани, силуэты.
Все зависит от конкретной модели, от ее общего вида. Например, меня привлекает
философия дизайнера Мартина Марджелы, воплощенная в его работах. В них все очень
просто: никаких лейблов, вычурных деталей -- это одежда для одежды. Его вещи
можно носить каждый день: и на работе, и в клубе вечером в этой одежде ты будешь
одинаково модным, актуальным, выделяющимся из всей публики. По правилам торговли
дизайнер не может выпускать вещи без опознавательных знаков и поэтому придумал
такой ход: простая бирка пришивается к изделию четырьмя крупными стежками. На
внешней стороне вещи это выглядит как 4 точки. Человеку, который далек от
высокой моды, они не скажут ни о чем. Но для посвященной публики эти 4 точки
являются не менее культовыми, чем сам бренд.
-- Каковы отличительные черты модного образа наступающего сезона?
-- Например, в бутике "День и Ночь" появилось порядка 12 новых брендов, которые
раньше не были представлены. Кроме того, в новом сезоне вещи сочетаются между
собой не только внутри коллекции, но и между коллекциями. Очень популярны
капюшоны, отсутствие воротников, завязки, многослойность. Гамма оттенков цвета
хаки в этом сезоне поднимается на пик моды. Восходит интерес к спортивному
стилю. Если говорить об обуви, то можно отметить, что теряют актуальность острые
носы, модны вещи со скругленными -- грубые, "военизированные". Мы уже завезли
часть коллекций "осень-зима". В июльскую жару мы успешно продавали зимние
пуховики и другие теплые вещи. Последние поступления должны прийти до 30-31
сентября. Практически для всех модных домов эта дата -- dead line, после
которого поставки должны быть закончены. Ведь чем позже мы получаем вещи, тем
меньше у нас остается времени, чтобы их продать.
-- Приходится ли докупать?
-- Обычно у нас это не практикуется, за редкими исключениями. Например, когда
завозят коллекцию достаточно рано, и вещи быстро проданы, а я чувствую, что
дизайнер сможет успеть отшить дозаказанные модели в срок, и это не будет
перебором по количеству проданных экземпляров.