Круизным судам готовят комфортабельный причал

В рамках проекта строительства порта на дамбе в городе Кронштадте, информацию о котором распространил на прошлой неделе Госстрой РФ, планируется построить паромный причал стоимостью $80 млн с акцентом на круизные суда в летнее время

<BR><BR><B>В рамках проекта строительства порта на дамбе в городе Кронштадте, информацию о котором распространил на прошлой неделе Госстрой РФ, планируется построить паромный причал стоимостью $80 млн с акцентом на круизные суда в летнее время</B><BR>По словам заместителя директора ФГУП "Гипрогор" Владимира Елистратова, мощность этого терминала будет около 300 тыс. пассажиров в год.<BR><BR>"Пассажиропотоку будет сопутствовать и грузопоток размером в 0,7 млн тонн в год, так как реализация строительства терминала будет возможна только в рамках круизно-паромной переправы. Акценты в пользу того или иного потока будут расставляться в зависимости от времени года", -- говорит Владимир Елистратов.<BR><BR><B>Давно пора</B><BR>Специализированный причал по приему круизных судов необходим Петербургу по нескольким причинам.<BR>Первая и основная -- проход к современной инфраструктуре Морского вокзала города осложнен узостью Морского канала, который судну без лоцмана не пройти. Это приводит к дополнительным затратам компаний -- операторов круизных судов. Некоторые из них отказываются нести риски, связанные с проходом по каналу, и затраты на лоцмана.<BR>Вторая причина -- некоторые причалы находятся на территории грузового порта, и поэтому слишком сложна процедура оформления пропусков для въезда на его территорию автобусов для обслуживания пассажиров круизных судов. Наконец, дополняют картину хронические пробки на въезде и выезде из Морского порта. Эта система обслуживания туристов их изматывает еще на подступах к городу. Известен случай, когда туристы простояли в пробке на выезде из порта около 5 часов. В конце концов им пришлось вернуться обратно на судно.<BR>Как отмечают в ГУ "Морская администрация порта Санкт-Петербург", каждый год прирост количества судов, которые не могут войти в город, составляет 20% от общего количества судозаходов. Назревает ситуация, когда при исчерпании возможностей порта некоторым судам придется отказывать в обслуживании.<BR><BR><B>Статистиков на мыло</B><BR>Строительство паромного причала, как сообщил Андрей Лаппо, и.о. директора НИИП Градостроительства Петербурга, будет реализовано в рамках концепции развития Комплекса защитных сооружений от наводнений Петербурга в Кронштадте. По его словам, этот причал строится исключительно для развития круизного туризма, но так как спрос на его причалы в зимний период будет невелик, то там возможна перевалка грузов в зимний период. Круизные мощности этого причала рассчитаны на прием на двух причалах двух судов типа Millennium и на третьем причале -- одного легкого судна для осуществления перевозок из Кронштадта до Петербурга и обратно. Третий же причал можно приспособить и для приема судов среднего и выше среднего класса.<BR>"Для строительства причала необходимы прогнозные данные о потоках туристов, которые прибывают в город, -- рассказывает Андрей Лаппо. -- По разным источникам эти данные сильно разнятся. Поэтому четкой оценки мы и не увидели.<BR>Для разработки ТЭО паромного причала пришлось брать данные из альтернативного проекта строительства пассажирского терминала в районе Канонерского и Гутуевского островов мощностью от 300 тыс. до 900 тыс. пассажиров в год".<BR>Строительство еще одного пассажирского терминала как минимум помогло бы удвоить доходы города и компаний в 2 раза. По прогнозу Комитета по туризму и развитию курортов, в 2004 г. ожидается 324 тыс. пассажиров круизных судов вместе с членами экипажа.<BR><BR><B>СПРАВКА</B><BR><B>Причалы города, где могут</B><BR>швартоваться круизные суда:<BR>ОАО "Морской порт Санкт-Петербург":<BR>l Причал №33 Морского торгового порта (длина причала 217 м)<BR><B>l Грузовые причалы Морского торгового порта №29, 30, 32, 33 (длина причальной линии 800 м) возможность принять 3 судна до 200 м</B><BR><B>l Причал Английской набережной (длина причальной линии 432 м) возможность принять 2 судна до 200 м</B><BR><B>l Причал набережной Лейтенанта Шмидта (длина причальной линии 504 м) возможность принять 2 судна до 200 м</B><BR>ЗАО "Морской Вокзал":<BR><B>l Причал ЗАО "Морской Вокзал" (длина причальной линии 724 м) возможность принять 2-3 судна до 200 м</B><BR>Источник: ГУ "Морская администрация порта Санкт-Петербург"<BR><BR><B>КСТАТИ</B><BR><B>l Петербург и компании в 2002 году от пассажиров круизных судов получили $22-23 млн при сходе на берег</B><BR><B>l $7-8 млн потратили экипажи судов</B><BR><B>l $3-4,5 млн составляют портовые сборы</B><BR><B>l $26-27 млн было получено от бункеровки топлива</B><BR>l В среднем каждый турист тратит на берегу $150-200<BR><B>l Суммарный ежегодный денежный оборот круизного туризма в городе составляет $60 млн</B><BR>Источник: Комитет по туризму и развитию курортов администрации Петербурга.<BR><BR><B>Комментарии</B><BR>Виктор Давранов, генеральный директор ЗАО "Давранов Трэвел":<BR><BR>"Туристский потенциал Петербурга может быть увеличен в 10 раз. Сегмент круизного туризма в городе уже сложился. Войти непосвященному в него очень трудно, так как группы туристов этого высокодоходного сектора формируются за границей. А это долгосрочные партнерские отношения. Западные фирмы редко меняют своих партнеров. Фирме, чтобы войти в этот бизнес, надо сначала выйти на западный рынок и показать там свое присутствие. Чтобы присутствовать на рынке круизного туризма, надо иметь хорошие мощности. Для сравнения: в Нью-Йорке, на Манхэттене, компании необходимо для 20 автобусов, которые непосредственно обслуживают туристов, держать еще 20 в запасе на случай поломки. У российских компаний пока таких ресурсов нет, поэтому в основном этот сегмент обслуживают фирмы с западным капиталом. Проблемы российского туризма за 13 лет никак не изменились: формирование монополий, высокие ввозные таможенные пошлины даже на подержанные автобусы, отсутствие отелей класса 2-3 звезды, подготовка экскурсоводов, административные барьеры, транспортные пробки".<BR><BR>Игорь Глухов, генеральный директор ЗАО "Инфлот Ворлдвайд Санкт-Петербург":<BR><BR>"При условии дальнейшей модернизации и расширения причальной стенки Морской вокзал мог бы обеспечить все потребности города в пассажирских причалах в обозримом будущем. Однако в настоящее время главным препятствием для широкого использования причалов на реке Неве является Морской канал, ведущий в дельту Невы, шириной всего 80 м. С учетом стоянки грузовых судов в канале его судоходная часть сокращается еще на 30-40 м, что создает очень сложные навигационные условия для прохода по каналу крупнотоннажных пассажирских судов (более 200 м длиной). При сильном ветре эта операция становится настолько опасной, что даже относительно небольшие суда вынуждены отказываться от швартовки в центре города и предпочитают причалы Морского торгового порта.<BR>Кроме того, нагрузка, которой подвергается Морской канал, превышает его проектные мощности по пропускной способности в несколько раз, при этом интенсивность движения судов по каналу возрастает с каждым годом, что увеличивает риск навигационных аварий.<BR>Еще одной проблемой для морского туризма в нашем городе являются транспортные развязки. Из морского порта в часы пик довольно трудно добраться до центра города и обратно, особенно для туристических автобусов. В нашей практике был случай, что туристы не смогли выехать из района порта из-за многочасовой пробки и вынуждены были вернуться на корабль без запланированной экскурсии. Некоторые туристические компании разработали даже вариант доставки туристов на катерах до центра города, и уже там туристы могут продолжить экскурсию на автобусах".