00:0023 июля 200300:00
170просмотров
00:0023 июля 2003
"Лопнувший" петербургский брокер оставил пятна на репутации других местных брокерских компаний
<BR><BR><B>"Лопнувший" петербургский брокер оставил пятна на репутации других местных брокерских компаний</B><BR>Скандал, связанный с разорением ООО "Инвестиционное агентство "Пролог" и проблемами ООО "Ямальский фондовый центр", дал возможность крупнейшим российским брокерским компаниям усилить экспансию на петербургский рынок.<BR><BR>Менеджер одной из петербургских брокерских компаний недавно пожаловался корреспонденту "ДП": "Пролог" приносил нам неприятности при жизни, но, когда он ушел с рынка, неприятностей стало еще больше".<BR><BR><B>Счета опустели</B><BR>В течение последнего года "Пролог" довольно агрессивно привлекал клиентов и набирал сотрудников, в том числе переманивая их у конкурентов. Первым "Пролог" предлагал низкие тарифы на обслуживание и высокие ставки по векселям. Вторым -- зарплаты и бонусы гораздо выше среднерыночных. Кроме того, "Пролог" вел рискованную спекулятивную игру на рынке акций. В результате компания не смогла расплатиться по своим обязательствам (см. "ДП" №117/03, www.dp.ru).<BR>Самое худшее заключается в том, что "Пролог", по данным из нескольких источников, использовал средства клиентов для выплат по собственным долгам. В "ДП" поступило несколько жалоб от клиентов "Пролога" о том, что их счета оказались пусты. Еще больше подобных жалоб выслушали бывшие конкуренты "Пролога", к которым его клиенты обращаются с просьбой о помощи. Если информация о подобных действиях руководителей "Пролога" получит официальное подтверждение, это будет очередной удар по фондовому рынку, поскольку у клиентов брокерских компаний укрепится ощущение собственной беззащитности и бесполезности существующей системы защиты инвесторов.<BR>Пока правоохранительные органы, куда клиенты "Пролога" обращаются с заявлениями о мошеннических действиях компании, не спешат заводить уголовное дело.<BR><BR><B>Комментарии</B><BR><B>закончились</B><BR>Одним из самых пострадавших контрагентов "Пролога" оказалось ООО "Ямальский фондовый центр" (ЯФЦ). Эта компания зарегистрирована в Салехарде, но деятельность вела в основном через свою петербургскую штаб-квартиру. Вскоре после приостановки лицензии "Пролога" финансовый директор ЯФЦ Константин Колесников называл корреспонденту "ДП" сумму задолженности "Пролога" перед своей компанией -- $650 тысяч. В результате этой потери компания не смогла вовремя выполнить обязательства перед другим петербургским брокером -- ЗАО "ИФК "Четвертое измерение" на сумму в $50 тысяч. Впоследствии этот долг был погашен, однако ЯФЦ не выплатил "Четвертому измерению" штрафные санкции, за что и получил взыскание от торговой площадки -- НП "Фондовая биржа РТС" (см. "ДП" №112/03, www.dp.ru).<BR>На прошлой неделе Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) распространила информацию об отзыве рейтинга у "Ямальского фондового центра" "в связи с прекращением компанией исполнения собственных обязательств перед профессиональными участниками фондового рынка и клиентами, а также дальнейшим негативным прогнозом их исполнения". Руководство ЯФЦ отказывается комментировать очевидное ухудшение ситуации.<BR><BR><B>Взрывная волна</B><BR>Петербургские брокеры почувствовали беспокойство сразу после банкротства "Пролога". Они опасались того, что крупнейшие московские брокеры станут сокращать лимиты на необеспеченные сделки со всеми петербургскими компаниями без разбора. Опасение внушало и поведение клиентов: многие из них стали интересоваться финансовым состоянием своих брокеров и подумывать о закрытии счетов. Впрочем, представители столичных брокеров рассказали корреспонденту "ДП", что лимиты на "Пролог" "урезались" за несколько месяцев до его банкротства, поскольку его тактика на рынке представлялась слишком рискованной. А с остальными петербургскими компаниями торговля продолжается, лимиты по ним пересматриваются индивидуально, не по территориальному признаку, а исходя из объективной оценки их кредитоспособности. Тем не менее, в неофициальных разговорах представители крупных российских брокеров намекали, что проблемы их петербургских конкурентов будут только увеличиваться и клиентам пора подумать о переводе счетов в более надежные компании.<BR>На прошлой неделе, после появления информации о потере рейтинга НАУФОР Ямальским фондовым центром ряд столичных, СМИ поспешили заявить о "системном кризисе" на российском фондовом рынке, связанном с проблемами петербургских компаний. Вместе с "Прологом" и ЯФЦ упоминалось и "Четвертое измерение", которому, как следует из комментариев представителей НАУФОР, тоже может быть изменен рейтинг.<BR><BR><B>Пожар пора тушить</B><BR>Вывод о "системном кризисе", видимо, напугал даже столичное брокерское сообщество. Некоторые его представители поспешили потушить разгорающийся пожар. "Неплатежеспособность двух компаний не является признаком системного кризиса на фондовом рынке", -- заявил в минувшую пятницу председатель правления НАУФОР Алексей Саватюгин. Московские брокеры, с которыми общался корреспондент "ДП", уже не радуются притоку клиентов от петербургских компаний, а делают акцент на надежности крупных, давно работающих компаний, независимо от их территориального расположения.<BR>Петербургские же профучастники фондового рынка, которым "ДП" предложил оценить свои потери в результате скандала с "Прологом", почти все заявили, что им удалось сохранить клиентов и объемы торгов.<BR>Кроме того, "ДП" попросил брокеров подсказать клиентам, по каким критериям можно заранее оценить надежность компании. Одним из таких критериев некоторые опрошенные считают оборот брокера на классическом рынке РТС. В отличие от биржевого рынка, где торги ведутся по принципу "поставка против платежа", на классическом рынке РТС сделки заключаются "под честное слово", а расчеты по ним проходят позже. Участник торгов, которого контрагенты считают ненадежным, просто не сможет работать на этом рынке, или его обороты будут низкими.<BR>Однако этот критерий тоже нельзя признать надежным, поскольку именно "Пролог" и ЯФЦ в течение последних двух кварталов входили в число самых активных петербургских участников классического рынка РТС (см. диаграмму).<BR>Другим критерием могли бы стать рейтинги надежности НАУФОР. Однако, по словам самих брокеров, клиенты пока обращают мало внимания на подобные рейтинги.<BR><BR><B>КОММЕНТАРИи</B><BR>Владимир Купцов, заместитель генерального директора ЗАО "ИФК "Четвертое измерение":<BR>"Информация о близком банкротстве "Четвертого измерения" не соответствует действительности. По состоянию на 18 июля 2003 года к компании нет ни одной претензии со стороны контрагентов.<BR>Выбирая надежную компанию, клиенты должны быть очень чувствительны к предложениям брокеров, носящим неформальный (слегка "незаконный") характер, как то -- предоставить плечо больше разрешенного, помочь в занижении налогов, делиться инсайдом с последующим "пилением" прибыли и т.п. Если партнер по бизнесу предлагает "обойти" закон в ваших интересах, то наверняка наступит момент, когда он поступится вашими интересами ради собственной выгоды".<BR><BR>Александр Новиков, генеральный директор ЗАО "Балтийское финансовое агентство":<BR>"Мы считаем, что основное, на что клиент обращает внимание при принятии решения о том, с какой компанией он будет сотрудничать, это: сколько времени компания работает на рынке; финансовые результаты и репутация; рекомендации тех клиентов, которые уже сотрудничают с данной компанией; рейтинги; кто является собственником компании и состав совета директоров".<BR><BR>Андрей Короткий, исполнительный директор ЗАО "ИК Элтра":<BR>"Признаки, которые должны настораживать клиентов брокерских компаний, -- это и массированная реклама, и привлечение денежных средств под проценты, значительно превышающие текущие рыночные ставки, и практически бесплатное брокерское обслуживание клиентов".<BR><BR>Михаил Беляев, директор ООО "Вэб-инвест.ру":<BR>"При выборе брокерской компании полезно обращать внимание на наличие или отсутствие у брокера высокого рейтинга надежности НАУФОР. Получить представление о компании можно и анализируя ее финансовую отчетность".<BR><BR>Элла Томилина, заместитель генерального директора ЗАО "ИК "Энергокапитал":<BR>"Есть ряд факторов и критериев, которые мы используем для оперативного мониторинга состояния потенциальных контрагентов. Это -- резкий, немотивированный рост оборотов, демпинговая политика, агрессивная реклама, привлечение средств посредством сомнительных инструментов под завышенные проценты.<BR>Бесспорно, что ценовая политика -- это действенный инструмент конкурентной борьбы и завоевания рынка, но до определенных пределов. Надо понимать, что наш бизнес высокозатратен, а емкость рынка пока еще недостаточна, потому оказание услуг ниже себестоимости лишь на короткое время позволяет нарастить клиентскую базу, по сути превращаясь в "бомбу замедленного действия".<BR><BR>Алексей Чернушевич, директор петербургского филиала ЗАО "ИК "Тройка-Диалог":<BR>"Мы имеем большую историю взаимоотношений с ведущими петербургскими операторами фондового рынка и планируем продолжать активно с ними сотрудничать.<BR>При оценке надежности брокерской компании, конечно же, важны любые рейтинги компаний, основанные на величине оборота и размере капитала. Вместе с тем, хотелось бы отметить разницу между оборотами интернет-брокеров на ММВБ, сформированными в немалой степени за счет маржинальных сделок, и оборотами на классическом внебиржевом рынке, а также сроках, в течение которых эти обороты растут или поддерживаются. Чем выше данные показатели, тем больше и стабильней размеры лимитов контрагентов на данного оператора. Таким образом, потенциальный клиент может сделать выбор в пользу того или иного инвестиционного банка, опосредованно полагаясь на мониторинг контрагентских рисков, который ведется постоянно высокопрофессиональными риск-менеджерами".<BR><BR>Владимир Скляревский, директор по развитию ООО "АВК -- ценные бумаги":<BR>"Важно, чтобы компания на протяжении длительного срока существования обслуживала клиентов без каких-либо скандалов и происшествий.<BR>Необходимо оценить технологию работы компании в качестве брокера. Клиент должен понимать, что чем меньше брокер берет на себя рисков по доверительному управлению, маржинальным сделкам, срочным операциям, тем ниже вероятность потери средств".<BR><BR>Алексей Саватюгин, председатель правления НАУФОР:<BR>"Клиенту-физическому лицу довольно трудно собрать полную и адекватную информацию о компании. При ее выборе он может ориентироваться в основном на различные рейтинги, выбирая максимальную группу надежности, материалы СМИ и мнение своих знакомых. Но, как показывает практика, физические лица чаще всего оценивают выгодность предложения. Низкие тарифы, высокие проценты -- самый главный критерий!<BR>Что касается выбора контрагента, то тут максимальную пользу окажет своевременный мониторинг финансовой отчетности компании (и лучше по международным стандартам), оценка рискованности стратегии на рынке и "кредитная история" компании".