На Пятой Горе надо вести себя чинно, во избежание брюсовщины

Обычно словосочетание "красоты Ленинградской области" вызывает полуулыбку -- мол, какие тут могут быть красоты, одни торфяники, болотистые леса да садоводства среди полуразрушенных деревень.

<BR><BR>Обычно словосочетание "красоты Ленинградской области" вызывает полуулыбку -- мол, какие тут могут быть красоты, одни торфяники, болотистые леса да садоводства среди полуразрушенных деревень.<BR>Красоты -- они либо в музеях-заповедниках, но это территория города (за исключением Гатчины), либо в местностях с более благоприятным климатом, километрах в 300 отсюда. Но мы беремся доказать, что и в наших сумрачных, дождливых краях есть достопримечательности, которые неравнодушному посетителю подарят чудесные впечатления.<BR>Одно из таких мест -- Пятая Гора. Деревня с удивительным для равнинной местности названием прячется между поселком Елизаветино и озером Донцо. На карте изображена дорога из Елизаветина, но пробовать ее преодолеть не стоит: кривая и горбатая, она годна только для всадников. Заезжать в Пятую Гору следует через Кикерино -- оттуда ведет вполне приличная дорога. Именно с этой дороги становится видно, зачем стоит стремиться в крошечный населенный пункт, в котором по переписи 11 человек.<BR>На холме, который с натяжкой можно назвать горой (правда, где еще четыре горы, если эта пятая, сказать трудно), в отдалении от деревни стоит величественное здание. Неопытные люди, впервые столкнувшиеся с архитектурным образцом такого рода, начинают предполагать, что это либо театр, либо дворец. Их можно понять: ни одной церкви такого типа на сельском Северо-Западе -- а это именно церковь -- больше нет. Овальная ротонда с колоннадой производит колоссальное впечатление, потому что высота стен -- около 10 метров, а кажется еще выше за счет величины холма. И это без крыши! Увы, крыши нет давно -- как и купола, венчавшего ее. Хотя никаких изображений церкви в целом виде не осталось, полагают, что она была похожа на любой храм, выстроенный в классическом стиле, -- круглый большой купол, возможно, в окружении маленьких, без колокольни.<BR>Стоит такая красота в отдалении от деревни, абсолютно никому не нужная, брошенная, и производит неизгладимое впечатление. А ведь когда-то церковь Святой Троицы, которую, возможно, строил сам Старов, была украшением усадьбы, руины которой практически стерлись с лица земли -- и временем, и человеческим варварством. По преданию, первым в этих местах поселился сам Яков Брюс, имевший репутацию придворного колдуна. Был ли он колдуном -- это еще вопрос, а вот масоном был точно. Люди, верящие в брюсовское присутствие на этом холме, утверждают, что здесь надо вести себя осторожно и аккуратно, не мусорить, не скакать по руинам с криком, иначе Яков Виллимович может и наказать. Самое простое, но распространенное наказание -- плохая погода. Если же гость провинился сильнее -- например, пытался выломать из стены камень на память, -- следуют неприятности более крупные, обычно связанные с машиной. И, хотя историки не нашли пока документов, подтверждающих здесь Брюсову вотчину, легенда упорно продолжает бытовать и, самое интересное, действовать -- система "наказаний" за "преступления" работает очень четко.<BR>Возведение церкви документы приписывают вдове очередного местного барина -- госпоже Брискорн. Убиваясь по мужу, в 1829 году выстроила она чудесную церковь, у которой, впрочем, сразу выявилось два недостатка. Первый -- конструктивный. Отчасти потому так легко было совхозному трактористу 60-х годов по наущению начальства сдернуть весь купол, зацепив тросом за крест. Не очень крепкой оказалась красавица. А второй недостаток -- полное отсутствие прихода, причем началось это еще до революции с запустением имения. Именно поэтому епархия даже не думает о восстановлении церкви -- какой, мол, смысл ее восстанавливать, если ходить в нее будет некому. Так и остается самая загадочная церковь Ленобласти только объектом поклонения ценителей шедевров зодчества. И, к сожалению, год от года все более ветшает.<BR><BR>