Георгий Козлов запускает в небо "Чугунный скороход"

Георгий Козлов -- соучредитель и технический директор фирмы "Спорт Моторс Групп". Eго коллеги по бизнесу на престижном изобретательском салоне в Париже представили новый двигатель для вертолета. Русскую новинку там метко прозвали "русский чугун".

<BR><BR>Георгий Козлов -- соучредитель и технический директор фирмы "Спорт Моторс Групп". Eго коллеги по бизнесу на престижном изобретательском салоне в Париже представили новый двигатель для вертолета. Русскую новинку там метко прозвали "русский чугун".<BR><BR>Но смеялись иностранцы недолго. Они быстро прикинули, что если "русский роторный двигатель" сделать из алюминия, то он будет по крайней мере в 2 раза легче любого из известных аналогов. В результате авторы "русского чугунка" увезли из Парижа золотую медаль.<BR><BR><B>Шпионы и геликоптеры</B><BR>Полное название нового двигателя ласкает слух -- дизельный роторный аксиальный двигатель.<BR>"Макет мы сделали из дешевого и тяжелого чугуна ради экономии, -- рассказывает один из авторов изобретения Георгий Козлов. -- Смеются над нашим двигателем только в первые минуты. Потом специалисты раскрывают рты. Около нашего стенда на международных изобретательских выставках в Париже и Брюсселе всегда толпились посетители и, как нам показалось, среди них были промышленные шпионы. По крайней мере у нас увели видеокассету с фильмом про двигатель".<BR>Изобретатели в первую очередь прочат свой двигатель для вертолетостроения.<BR>"На Западе сейчас модно иметь вертолет, -- говорит Георгий Козлов. -- Сел -- и вперед! -- на дачу или на работу, никакие пробки не страшны. Но самый дешевый вертолет стоит от 100 тысяч евро. Несколько дороговато. Вот почему этот вид транспорта пока не находит широкого распространения в нашей стране. Мы хотим сделать вертолеты доступными по цене. Пусть люди летают! Для этого нужно в первую очередь удешевлять двигатель за счет новой конструкции. Вот тут роторному двигателю, за который мы и взялись, просто цены нет!"<BR><BR><B>Шампунь</B><BR>Роторными двигателями Георгий Козлов и его товарищ, будущий соавтор изобретения Петр Регель, начали увлекаться еще во время учебы в Политехе.<BR>"Всем хорош роторный двигатель -- маленький, мощный, дает вполне приличное число оборотов в минуту, но его главный недостаток в ресурсе: он в 3-4 раза менее долговечен, чем поршневой. Никуда не годится! Вот почему его так мало используют. Вот мы и решили придумать, что можно изменить", -- рассказывает изобретатель.<BR>Георгий Козлов сильно увлекался гоночным спортом, хорошо разбирался в двигателях. Позже вообще зарабатывал на жизнь ремонтом моторов. Петр Регель, хотя и работает в другой фирме, в разработке и исследованиях двигателя принимает самое непосредственное участие.<BR>"Мы придумали и запатентовали новую конструкцию уплотнителя, идею которой позаимствовали у поршневого двигателя. Именно уплотнитель быстрее всего "летит", и именно это мешает развитию роторных двигателей, -- убежден Георгий Козлов. -- По сути, мы соединили достоинства газовой турбины и поршневого мотора. Как в шампуне 2 в 1. Мы ремонтируем двигатели, и эта идея была для нас очевидна. При этом наше изобретение не из серии "вечных двигателей" -- оно совершенно реально и не идет вразрез с современными технологиями".<BR><BR><B>Тройка по черчению</B><BR>В начале 1970-х годов на изобретение роторных двигателей вообще наблюдался бум, но потом все затихло. "Впрочем, американцы вскоре вернулись к этой теме -- в 1996 году они запатентовали роторный двигатель, который мы взяли за аналог. Мы удачно вписались в эту тему -- свое первое изобретение сделали в этой области в 1998 году, сначала шли по пятам американцев, а потом их обогнали", -- радуется Георгий Козлов.<BR>Первый макет двигателя он сделал в научно-исследовательском институте, куда попал после окончания вуза. Руководство НИИ как-то быстро поверило в идею недавнего студента и выделило небольшие средства. "Но работа тогда не была завершена. Когда занялся бизнесом, то решил вернуться к этой теме. Тем более что среди своих товарищей по бизнесу нашел единомышленников. Мы ведь все бывшие спортивные механики, так что моторы знаем, как свои пять пальцев", -- говорит Георгий Козлов.<BR>Сборку-разборку двигателей, испытания изобретатели осуществляют лично. Вовсе не потому, что уведут идею. Просто подыскать хорошего рабочего, который понимает с полуслова и может воплотить задуманное, не найти днем с огнем.<BR>Георгий говорит, что в последнее время жалеет, что раньше несерьезно относился к черчению. "В вузе я не очень любил эту науку. Сачковал лекции и не очень добросовестно выполнял курсовые. И вот результат! Теперь каждый раз, когда нужно заказать производственникам ту или иную деталь, у нас проблема". Впрочем, по остальным наукам Георгий, видимо, был если не пятерочником, то хорошистом.<BR><BR><B>Бизнес-расчеты</B><BR>На испытания двигателя изобретатели-предприниматели уже потратили более $100 тысяч собственных средств. Прямо скажем, что не все родные и близкие понимают важность идеи. "Моя жена была не очень довольна, когда вместо красивой норковой шубы для нее я купил себе топливный насос за $2 тысячи", -- говорит Георгий. Правда, без горечи в голосе -- видимо, он надеется, что новый двигатель сможет прославить фирму и принести немалые доходы. В мае двигателестроители получили грант от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Так называемый "фонд Бортника" выделил на перспективные исследования около 2 млн рублей.<BR>"Самая затратная часть -- это международное патентование. Но без этого не обойтись, мы уже получили патенты. Кстати, специалисты из США и Канады, где отмечается особый интерес к альтернативным моторам, не раз выходили на нашу группу, но предложения "поработать в западной компании за большие деньги" нас вообще не заинтересовали. У нас двигатель уже на мази, сами будем испытывать и производить, сами будем запускать в серию", -- категоричен изобретатель.<BR>У Козлова и его приятелей уже есть потенциальные заказчики, которые ждут не дождутся, когда двигатель поставят на поток. "Мы рассчитываем, что стендовые испытания пройдут успешно. Тогда будем запускать в серию -- на это уйдет 2-3 года и около 20 млн рублей", -- калькулирует предприниматель-изобретатель.<BR>