Ювелирное украшение тренирует мозги

Финский город Лаппеенранта, что находится в 30 километрах от границы, для многих петербуржцев -- привычное место для отдыха и шоппинга. Нынешним летом здесь произошло событие, которое наверняка привлечет и поклонников неформального искусства. Это ювелирна

<BR><BR>Финский город Лаппеенранта, что находится в 30 километрах от границы, для многих петербуржцев -- привычное место для отдыха и шоппинга. Нынешним летом здесь произошло событие, которое наверняка привлечет и поклонников неформального искусства. Это ювелирная выставка "Кору I". Она открыта до конца августа в одном из выставочных залов, расположенных в районе Линнойтис, знаменитом своими музеями и художественными галереями.<BR><BR>Собираясь посетить "Кору I", забудьте все, что вы знаете о ювелирном искусстве. То, что вы здесь увидите, абсолютно не похоже на то, чем украшал себя человек, начиная с того момента, как он повесил себе на грудь зуб убитого животного. Главная особенность этих работ -- выражение индивидуальности автора. Поскольку в мире нет двух похожих индивидуальностей, значит, и не должно быть похожих украшений. Но есть маленькое "но"! Выразить себя -- это не значит придумать новую форму, как это делают дизайнеры. Представители направления арт предлагают покопаться в себе и выразить в ювелирных украшениях свои чувства, переживания и жизненный опыт. Неподготовленного зрителя результат сначала шокирует, потом заставляет задавать вопросы. Это значит -- задача художника выполнена. Как считает голландец Рут Петерс, один из прародителей направления арт, современные ювелирные украшения должны заставлять человека думать и переживать. Материал в таких работах, будь то золото, резина, бриллианты, пластик, дерево, кожа, эмаль, текстиль, -- всего лишь подручное средство для выражения человеческого "я".<BR><BR><B>Эмоции наружу</B><BR>Однако в каких формах ювелир, подобно художнику, писателю, музыканту или композитору, может выразить радость и печаль, тревогу и горе? Ответ на этот вопрос дают самые известные представители направления арт. В основе арта лежит ассоциативный метод. Нужно лишь найти в себе ту струну, которая звенит сейчас наиболее пронзительно, и найти ее адекватное выражение. Некоторые ассоциации зрителю понятны. Например, англичанка Elizabeth Callinicos всего лишь украсила лацкан своего пальто стальной фибулой с надписью fragile -- хрупкое. И этого достаточно. Janne Hirvonen и Petteri Ikonen из Лаппеенранты -- сторонники культа человеческого тела, так распространенного сегодня на Западе. В их украшениях использованы слепки и вариации на тему тела. Предметом исследований Bettina Speckner из Германии стали старые времена. Она использует на эмалевой броши отпечатки старинных дагерротипов. Может быть, это воспоминание о мире ее предков... Японка Yuka Oyama наверняка никогда не имела длинной белокурой косы. Может быть, поэтому ее брошь "Победитель" сделана в форме туго скрученного платинового локона и украшена розовым бантом. Кто знает, какой импульс двигал художником, когда он делал то или иное украшение? Прелесть в том, чтобы разгадывать эти шарады и искать в них свои ответы.<BR><BR><B>У наших тоже получается</B><BR>Петербургский ювелир Евгения Кривошеева, участник Клуба молодых ювелиров Фонда Искусства Фаберже, стала одной из шести учащихся полугодовой школы, которая предваряла выставку в Лаппеенранте.<BR>"Мне выпала редкая удача стать ученицей Рута Петерса, -- говорит Женя. -- Он учит придумывать вещи, которые выражают тебя саму. Это тренировки для мозгов, которые переворачивают все твои представления о ценностях в ювелирном искусстве".<BR>Для Жени ключевым стало слово "момент". Она решила, что его универсальным образом должно стать сердце, которое хранит все отпечатки наших чувств и все моменты нашей жизни. "Курсовую" работу Жени можно и сегодня увидеть в православной церкви, которая расположена в Линнойтисе.<BR>В выставке приняли участие около 50 ювелиров из Швейцарии, Швеции, Англии, Эстонии, Голландии, Норвегии, Германии, Франции, Бельгии и Финляндии. Столь представительный форум в Лаппеенранте собрался благодаря фантастической энергии Эйи Мустонен и Хелены Лехтинен. Выпускницы ювелирной школы в Лахти сегодня преподают в Южно-Карельском политехническом институте. Они -- эпицентр многих ярких событий в Лаппеенранте. Как часто здесь шутят, все известные ювелиры когда-то приезжают в гости к Эйе. Идею выставки и школы для финских и иностранных студентов активно поддержала и декан факультета ювелирного дизайна Политехнического института Туула Лампинен. Финские художники с особой нежностью относятся к Петербургу, поэтому две петербургские художницы учились в школе Рута Петерса. Как сказала Хелена Лехтинен, русские ювелиры имеют все шансы для того, чтобы их работы были выставлены на следующей выставке "Кору".