00:0008 июля 200300:00
11просмотров
00:0008 июля 2003
Кафе и рестораны "оккупировали" центр и потеряли доходы
<BR><BR><B>Кафе и рестораны "оккупировали" центр и потеряли доходы</B><BR>Борьба за места массового скопления людей среди петербургских владельцев предприятий общественного питания перекидывается в регионы.<BR><BR>На берегах Невы предпринимателям становится тесно. Этот год владельцы кафе оценивают пессимистично. Одни корректируют планы по открытию заведений в сторону уменьшения. Другие и вовсе собираются закрыть некоторые точки. Но пока динамика положительная.<BR>По данным Комитета по потребительскому рынку администрации Петербурга, в мае 2003 года в городе открылось 29 предприятий общественного питания, а закрылось 15. Всего в городе на Неве на начало 2003 года действовало около 150 кафе.<BR>"Большинство петербургских кофеен имеет размытый имидж, -- считает директор по стратегическому развитию ЗАО "Комкон-СПб" Михаил Подушко. -- В стратегическом плане это не очень хорошо, так как потребитель при прочих равных условиях выбирает то предприятие общественного питания, в котором ему удобно и комфортно, причем не только в физическом смысле. То есть в условиях высокой конкуренции, когда все кофейни предлагают услуги примерно одного качества и по сопоставимым ценам, возникает необходимость отстроиться от конкурентов. В этом случае позиционирование только за счет рациональных аспектов (ассортимент, качество, местоположение и т.п.) перестает эффективно действовать, и фирмы прибегают к ценностному позиционированию, то есть апеллируют к базовым ценностям человека: счастье, безопасность, дружба, красота, свобода, хорошая семья и т.п.".<BR><BR><B>Мест нет</B><BR>Свободных мест, где можно было бы открыть предприятие общественного питания, в центре города почти не осталось. Предприниматели расхватывают все что надо и не надо. Даже если помещение не подходит для расширения существующей сети, его все равно берут и начинают растить новую сеть. "Нам предложили неплохое помещение в хорошем месте -- на Невском. Отказываться от него было нельзя. Но оно недалеко от нашего кафе "Марко". Мы решили, что открывать второе такое же рядом нет смысла. И открыли кафе под другим названием -- "КАFЕFАБРИКА". Отличительная черта нового кафе в том, что оно работает по принципу самообслуживания", -- говорит Сергей Афонасенков, директор сети кофеен ЗАО "Гарде".<BR>Сосредоточение большого количества предприятий общественного питания в Адмиралтейском, Василеостровском, Центральном районах города привело к снижению доходов. При этом высокая конкуренция стабилизировала цены на рынке. Предприниматели с сожалением отмечают, что они могли бы быть и выше.<BR>Зато 2004 год внушает владельцам кофеен оптимизм. Они связывают надежды увеличить количество торговых точек с ростом количества гипер- и супермаркетов в спальных районах. А также владельцы кафе ведут переговоры с управляющими петербургских музеев о том, чтобы там обосноваться и поить посетителей кофе, чаем и кормить пирожными, салатами. Но пока в храмы искусства деятелей общественного питания не пускают.<BR><BR><B>Кофейная</B><BR><B>зависимость</B><BR>В последние годы в Москве и Петербурге активно развиваются сети кофеен. При внешней схожести заведений обеих столиц они существенно отличаются друг от друга. Прежде всего -- потребительской аудиторией и средним размером покупки. В среднем каждый посетитель в московской кофейне оставляет около $7 (из расчета, что он выбирает одну из комбинаций: кофе плюс десерт, напиток плюс салат). В Петербурге -- около $4.<BR>Заведения Северной столицы ориентированы преимущественно на студенческую аудиторию, тогда как в московских кофейнях на эту долю потребителей приходится около 20% посетителей.<BR>"Наша аудитория практически на 70% состоит из женщин до 35 лет", -- говорит управляющий московской сети кофеен "Шоколадница" Игорь Новиков.<BR>Различие кофеен двух мегаполисов заключено и в их позиционировании. В Москве кроме демократических заведений ("Кофе Хауз", "Шоколадница", "Кофе Тун", "Монтана Кофе", "Мока-Лока", McCafe) развиваются и дорогие -- "Венский двор", "Аристократ", обстановка которых располагает к проведению деловых неофициальных переговоров и рассчитана на посетителей из бизнес-среды.<BR><BR><B>Если не туда, то сюда</B><BR>Притормозив расширение на родном рынке, петербургские предприниматели направили свои стопы в столицу. Они рассчитывают там выгодно вложить капиталы в создание кофейных сетей.<BR>Так, ЗАО "Идеальная чашка", владелец одноименной сети, энергично предлагает себя инвесторам. Последние проявляют любопытство, но вкладывать капиталы в это предприятие не торопятся. "Деньги нам нужны для освоения региональных рынков. Приоритет -- московский регион. Столичный рынок мы оцениваем в $25-30 млн. Он примерно вдвое больше петербургского. Там выше наценка, а входные барьеры в Москве и Петербурге приблизительно одинаковые", -- говорит Яков Пак, директор по маркетингу ЗАО "Идеальная чашка".<BR>По его мнению, на открытие одного кафе в Петербурге нужно потратить около $100-150 тысяч. Оптимальная площадь кофейни -- 100-150 м2, то есть нужно вложить около $1000 в м2. Окупится предприятие за пару лет.<BR>Какую сумму рассчитывает привлечь ЗАО "Идеальная чашка", менеджеры компании умалчивают. Но планируют уже осенью появиться на московском рынке.<BR>"При выходе на московский рынок необходимо готовиться к изначально большим вложениям, -- считает генеральный менеджер "Кофе Зен" Светлана Чуйко. -- Я знакома с некоторыми цифрами "Идеальной чашки" -- в расчете на 1 м2 они в 2 раза меньше, чем требуется для закрепления в столице".<BR>Кроме того, операторы столичного рынка считают, что для успешного закрепления в Белокаменной петербургской сети необходимо найти свою аудиторию. По мнению управляющего московских кофеен "Шоколадница" Игоря Новикова, положительный результат работы "Идеальной чашки" на новом рынке во многом зависит именно от этого фактора, а также от способности петербуржцев сориентировать цены специально для московских потребителей.<BR><B>Летите, голуби, летите</B><BR>"Московский рынок кофеен заполнен предложением всего лишь на 25%", -- считает помощник генерального директора "Кофе Хауз" Яна Ставицкая. По различным данным, в 10-миллионном мегаполисе насчитывается менее 100 кофеен. Представители столичного рынка говорят, что для ощущения конкуренции необходимо еще несколько сотен кофейных заведений. Потому к появлению новых игроков, в том числе и зарубежных, московские операторы относятся спокойно.<BR>На развитие рынка в большей части влияет рост количества уже существующих заведений. В 2002 году ведущие столичные игроки активно наращивали площади. Например, "Кофе Хауз" за год открыло 12 новых кофеен (в планах на 2003 год -- 10 заведений, в том числе и в Петербурге). Сеть "Шоколадница" увеличилась на пять торговых точек, часть из которых открыта по схеме франчайзинга. "Монтана кофе" до 2004 года планирует открыть в Москве и регионах более 20 заведений.<BR>В открытии кофеен заинтересован и ресторанный бизнес. Весной 2002 года первую кофейню в столице открыла компания "Росинтер", владеющая более чем 60 ресторанами в России. Рост интереса к сектору подкреплен высокой рентабельностью. С одной чашки кофе можно получить до 150% прибыли, а на соседствующие с кофе товары -- чай, шоколадки, пирожные, соки -- до 300%. Ё