Страсти по Мариинке разгоняют архитектурный застой

Участники круглого стола "Давай построим город", который прошел в Центре современного искусства, воздали должное петербургской архитектурной школе.

<BR><BR>Участники круглого стола "Давай построим город", который прошел в Центре современного искусства, воздали должное петербургской архитектурной школе.<BR><BR>Валерий Нефедов, директор Архитектурного института СПбГАСУ:<BR>"Я считаю, что проводимый конкурс на строительство новой сцены Мариинского театра -- это великий шанс иметь в городе современную архитектуру.<BR>Архитектуру последних 50 лет в Петербурге можно назвать мертвой, а причиной этому является несовершенство архитектурной кухни, которая, в силу ее закрытости, не позволяет объективно оценивать многие проекты. Мы пока демонстрируем всему миру экстремальный консерватизм, хотя в городе появилось значительное число молодых архитекторов, способных создавать альтернативную архитектуру. В Европе говорят о том, что Петербург просто придавил комплекс историзма. Мы должны относиться к архитектурному наследию таким образом, чтобы, не создавая архитектурных новоделов, вписывать здания так, чтобы они выглядели как здания XXI века, а не некий камуфляж под якобы историческую застройку не то XVIII, не то XIX века. Это -- фальшивость городской архитектуры, которая под предлогом контекстуальности не позволяет вносить новую струю. Необходимо экспериментировать в средней части и периферии города. Что мы видим сегодня? -- Монстрообразные жилые образования, которые характеризуют то, что архитекторы не способны сказать новое слово в трактовке жилых зданий. Например, у станции метро "Пионерская" -- громадье небоскребов. И людям внушается, что это элитное жилье. А человеку хочется быть ближе к земле, видеть разнообразие жилой застройки".<BR><BR>Александр Степанов, доцент Государственного Академического Института живописи, скульптуры и архитектуры Российской Академии художеств:<BR>"Нужно отказаться от истерической любви к Петербургу, так как он, на мой взгляд, является средним по эстетическим качествам городом. Если относиться к городу слишком трепетно, то в сознании современных архитекторов все останется в прошлом и у них разовьется комплекс неполноценности.<BR>На будущий архитектурный облик Петербурга будет существенно влиять транспортная ситуация. Очевидно, что строительство новых мостов через Неву нереально. Подземные работы теперь выполняют голландцы и японцы, услуги которых стоят бешеных денег, поэтому в городе будут появляться эстакады. Они могут существенно изменить городской облик.<BR>Надо прекратить увеличивать число объектов, относимых к памятникам архитектуры. Сейчас их в городе уже больше 4,5 тысяч. Увеличение числа памятников -- это источник дохода для тех, кто делает объект памятником. Сам по себе памятник имеет отрицательный экономический баланс, что обрекает его на разрушение. Я думаю, что из 4,5 тысяч надо сохранить статус памятника максимум за 500 объектами и определить список зданий, которые не подлежат сносу".<BR><BR>Дмитрий Мелентьев, архитектор архитектурной мастерской "Витрувий и сыновья":<BR>"Надо постоянно пробовать, ведь без опыта достойную вещь сделать нельзя. Надо активно работать и развиваться. Я совсем не согласен с тем, что в Петербурге действует "архитектурная мафия", так как в городе выбор проектировщика никак не регламентируется.<BR>К сожалению, сейчас вся художественная школа находится в некотором упадке. Это касается и архитектуры. В настоящее время мы находимся в другом времени -- по сравнению с Европой, где профессионализм архитекторов, строителей, а также культура потребления в обществе стоят на качественно другом уровне.<BR>Мы должны воссоздать российскую архитектурную школу, потому что на сегодняшний день у нас осталась лишь методика и традиция преподавания архитектуры, а этого явно недостаточно. Судя по прошедшей в прошлом году выставке школы архитектуры Bauhaus, студенты 2-4 курсов гораздо лучше подготовлены к архитектурной практике, чем мы".<BR><BR>Иван Чечот, искусствовед, доцент Санкт-Петербургского государственного университета:<BR>"Архитектура всегда связана с заказчиком. Так, 100% проекта Инженерного замка -- это задумки Павла, а в случае с новой сценой Мариинки все исходит от Валерия Гергиева. Я считаю, что было бы правомерно спросить у горожан, а нужен ли им второй Мариинский театр?<BR>Не понимаю, зачем нужна вторая сцена, кроме исключительно соображений бизнеса и политического тщеславия. Я не наблюдаю творческих порывов к строительству нового театра. А если театр строится как коробка, которой уделяется самое пристальное вынимание, то это путь в никуда. Современная европейская архитектура "не болеет" театром. Ей все равно, что строить".<BR><BR>Марина Колдобская, директор Петербургского Центра современного искусства:<BR>"Я недавно была в "Школе архитектуры" в Нижнем Новгороде. Там нам с гордостью показывали то, что удалось построить в городе в последнее время. Причем все это делалось с горящими глазами. Они уверены, что в России вообще архитектура в упадке, а у них все развивается. Хотя, если говорить объективно, их уровень еще хуже петербургского. Что с этим делать? -- Терпеть.<BR>С появлением проектов нового театра город пережил культурный шок. Строительство нового здания Мариинского театра -- это новый этап в развитии города. Я считаю, что нарушение масштаба исторически заложено в Петербурге. Например, раньше городские площади были как военные плацы. Мосты тоже казались аномально длинными. Казанский собор -- гигантским, фантастическим сооружением на Невском проспекте".<BR>