Андрей Юрьев держит в шкафу "скелет Чапаева"

Главный инженер проекта ОАО "Гипроспецгаз" Андрей Юрьев хранит у себя дома Икара, скелет Чапаева, ванну Жан-Поля Марата и т.д. Каждому из этих экспонатов выделен собственный персональный шкаф.

<BR><BR>Главный инженер проекта ОАО "Гипроспецгаз" Андрей Юрьев хранит у себя дома Икара, скелет Чапаева, ванну Жан-Поля Марата и т.д. Каждому из этих экспонатов выделен собственный персональный шкаф.<BR><BR>Экспонатов у Андрея Юрьева много, и с каждым днем их количество только увеличивается. В результате в квартире Андрея Юрьева за последний год появилось более 50 шкафов. Таким образом средняя скорость их размножения составляет шкаф в неделю.<BR><BR><B>Утилизайн</B><BR>Все шкафы сделаны руками самого Андрея при помощи дрели, молотка, шила, пинцетов и напильников. Несмотря на такое изобилие, квартира захламленной не выглядит. Дело в том, средний размер "шкафа Юрьева" -- 30х15 см. Корпусами для "шкафчиков" служат всевозможные "ящикообразные" формы: шахматные доски, патефоны, шкатулки. А чтобы они не теряли статус "шкафчика", мастер приделывает к ним ножки. Называет свое производство Андрей Юрьев утилизайн. Принцип, по которому Юрьев либо прикрепляет к корпусу коробки, либо помещает внутрь ее разные предметы, зачастую понятен только ему. Говорит, что идея рождается от вещи. Именно она, попадая к нему в руки, не дает покоя, и будоражит воображение. И именно она, рано или поздно станет основным элементом ящика и носителем его "сакральной сути", либо всего лишь частью общеизвестной истории, воплощенной через предметы.<BR>Как-то летом, на своей даче Андрею Юрьеву попалась на глаза ручка от холодильника "Саратов". Ручка взволновала сердце утилизатора, -- он увидел в ней птицу. Птицу не простую, а сокола. И когда ему же на глаза попалась деревянная коробка размером 31X8 см, участь "саратовской" ручки была решена. "Потенциальная птица" не только обзавелась туловищем, но и получила почетный статус древнеегипетского бога Гора: "Когда я сделал эту работу, то понял что надо продолжать и дальше. Ведь никто этим никогда не занимался. А мне всегда было интересно из вещей что-то создавать. Раньше я составлял картины. Но с "ящиками" дело обстоит несколько иначе. Если картина должна нести какую-то смысловую нагрузку, идею, то мои шкафчики должно быть просто интересно рассматривать".<BR>Некоторые шкафчики автор делает "пустыми", а некоторые -- в комплекте с содержимым. Так как "те, что с содержимым" обычно кому-то посвящеы, то художник называет их "именными". На внешнюю створку Андрей помещает фото героя. Если не находит фото, делает надпись. Хотя догадаться о том, что внутри, судя только по фото и надписи, не всегда возможно. Поэтому Андрей Юрьев на одну из стенок вешает инструкцию.<BR>С помощью "именных шкафчиков" Андрей Юрьев решил увековечить память многих героев. Правда, от Жан-Поль Марата остался только портрет. Зато подробно продемонстрировано где и как он погиб -- в ванной от руки Шарлотты Корде. В шкафу есть и ванны и самая важная часть Шарлотты -- рука с кинжалом. Воплощение этого сюжета связанно с легким оттенком криминала. Оказывается, ванну для своей идеи главный инженер нашел на лестничной площадке. Здесь она исполняла вполне миролюбивую роль, -- кому-то служила пепельницей.<BR>Не забыл господин Юрьев и про отечественных героев. "Хорошо известно, что Чапаев утонул, переплывая реку Урал. Но труп его так и не удосужились поднять. Я решил восполнить этот пробел. Когда мне в руки попался экран от телевизора "КВН", мне сразу стало ясно, что это будет водяная сфера для скелета Чапаева", -- рассказывает Андрей. Правда, объяснить, почему пластмассовый игрушечный скелетик именно Чапаевский, не может. Кстати, тенденция запечатлевать чьи-то "последние часы" отчетливо прослеживается в творчестве художника. Библейскую историю Ионы и кита главный инженер воссоздал с помощью корпуса патефона. Разрезав его, он увидел те угрызения желудка, что мучили кита, проглотившего Иону. Спираль патефона -- китовое брюхо, человеческая фигурка размером не более 2 см -- сам Иона.<BR><BR><B>Борей</B><BR>Процесс производства ящиков отнимает у инженера много времени. Андрей Юрьев говорит, что после основной работы, на шкафчики не остается сил. Поэтому производит он их только на выходных. Хотя идеи его рождаются постоянно и везде. Говорит, что мог бы заполнить ими ЦВЗ "Манеж". Работа над одним таким "произведением искусства" может длиться как несколько дней, так и несколько месяцев. Профессиональную трудность и в то же время профессиональный секрет художник определяет принципом "внешний диаметр должен совпасть с внутренним". Применение этого правила по отношению к своей работе Юрьев объясняет как способность абсолютно разных вещей гармонизировать друг с другом. А это, по его мнению, не только дело случая, но и умение чувствовать применимость вещи в перспективе. Так, ходя по блошиному рынку, он покупает некоторые предметы, о судьбе которых пока сам не догадывается. Зато с мужской уверенность знает -- пригодится. Андрея Юрьева не сильно волнует, насколько окружающим надо то, что он делает. Хотя уверен -- в его арт-объектах потребность есть. Именно поэтому ближайшая цель инженера -- сделать столько ящиков, чтобы заполнить ими галерею Борей. "А уж после того, как люди посмотрят на мои шкафчики, можно их и продать. А то дома места много занимают", -- улыбается Андрей Юрьев. (Н.Б.)<BR>