00:0009 июня 200300:00
9просмотров
00:0009 июня 2003
Пока Петербургу еще не перепали обещанные столичные функции, он с гордостью носит несколько неофициальных званий. Среди прочих Петербург -- столица самого яичного региона России.
<BR><BR>Пока Петербургу еще не перепали обещанные столичные функции, он с гордостью носит несколько неофициальных званий. Среди прочих Петербург -- столица самого яичного региона России.<BR><BR>За этот титул город боролся долгие 200 лет. Еще в начале XVIII века яичная торговля не имела общепринятых организационных начал. Например, с яичных торговцев (которыми были, как правило, бедные мещане и крестьяне), ввиду малости их торгового оборота, целовальники -- люди, следившие за правильностью отчисления денег в казну, -- не брали даже полавочного сбора, который взимался со всех торговых помещений. Да, собственно, лавок у этих торговцев и не было. Продажа яиц производилась ими прямо с лодок, на которых они товар доставлялся в город, или во дворах домов и изредка на улицах, но в большинстве случаев -- на берегах рек и каналов. В Петербурге основным местом торговли, куда стекались горожане за покупкой яиц, был берег Фонтанки.<BR>Яичная торговля по-настоящему вылупилась из яйца только в XIX веке. В это время, с одной стороны, значительно увеличивается доставка хрупкого товара водным путем, с другой -- в столице возникают первые настоящие "куроводные заведения". На Петроградской стороне в районе Зелениной улицы одна предприимчивая женщина, получившая прозвище "Куриной королевы", создала "фабрику" на 500-600 птиц. Высокое качество яиц позволяло ей брать за один десяток до 1 рубля. В результате предприятие приносило "королеве" 100 рублей чистого дохода в год.<BR>С 1831 года крупную яичную торговлю развернули в столице купцы Масленников и Баранов. Главным образом они покупали товар в Вологодской и Казанской губерниях, давая тем самым стимул для развития местного куроводства. В 1846 году Баранов, которого также называли "Колумбом яичной торговли", установил хорошие торговые отношения с предпринимателями северных российских регионов, благодаря чему объемы поставок высококачественных яиц в Петербург значительно увеличились.<BR>Если 1850-е годы в столице насчитывалось не более 12 солидных яичных торговых фирм, то с развитием железных дорог эта цифра начала быстро расти. В 1870-х годах лавок было уже более 50. Годовой оборот этих фирм от оптовой продажи яиц доходил до 500 тысяч рублей и более.<BR>Кроме того, за лето в столицу приплывало от 200 до 300 лодок с товаром, который закупался заранее, большей частью -- на волжских пристанях, так называемыми "яичными молодцами" -- опытными приказчиками. Ранней весной приказчики оповещали о начале яичного торга мелких комиссионеров, занимавшихся скупкой яиц в деревнях, и назначали закупочную цену. При этом оптовые цены колебались от 10 до 20 рублей за 1000 штук.<BR>Яичный товар уже в то время имел широкую и подробную градацию качества. Цену главным образом определял не размер яиц, а их свежесть. Различали следующие сорта (перечислены по мере ухудшения качества): "из-под курочки", "головка", "ординарка", "присушка", "пятенник" и "тумак".<BR>Кроме того, предприниматели установили, что лучшими яйцами являются те, которые были снесены весной. Самыми же плохими считались осенние яйца.<BR>