На рынке спортивных товаров неспортивное оживление

anfedorov@dp.ru

<BR><BR>anfedorov@dp.ru<BR><B>"Треники" и кеды -- движущая сила рынка</B><BR>С наступлением лета спрос на спортивные товары увеличивается -- в основном за счет спортивной одежды и обуви.<BR><BR>В 2002 году рынок в денежном выражении вырос примерно на 25%, тогда как в натуральном -- только на 10%. Объяснения причины такого роста, продавцы говорят об увеличении спроса на качественную спортивную экипировку, оборудование и одежду. Это и отразилось на денежном объеме продаж. В 2003 году, по их мнению, тенденция спроса на спорттовары высокой ценовой категории сохраняется.<BR><BR><B>Потенциал</B><BR>Показатели роста рынка свидетельствуют о его потенциале, который может спровоцировать приход новых игроков. Операторы же на возможную "просьбу подвинуться" реагируют неоднозначно. Директор "Спорт-Кома" Ярослав Муханов уверен, что рынок спорттоваров близок к завершающей стадии формирования. По его мнению, существующие на рынке компании будут только укреплять позиции, а появление новых игроков вряд ли возможно, хотя он и допускает приход западных торговцев. Другие петербургские операторы, говоря о насыщенности рынка предложениями, прогнозируют в 2003 году не только рост количества спортивных магазинов, работающих со множеством марок, но и появление небольших магазинов, нацеленных на продажу одной марки.<BR><BR><B>Уровень игры</B><BR>В середине 90-х годов качественным формированием рынка занялись игроки, ориентированные на удовлетворение спроса на спорттовары высокой ценовой группы. Несмотря на высокий уровень рентабельности в премиальной нише, "сетевики" начали постепенно "опускаться" до потребителя со средним достатком. С расширением присутствия в разных ценовых нишах изменилась и ассортиментная политика торговцев. На прилавках сетевых магазинов стала появляться продукция отечественных производителей спорттоваров -- одежда, товары для рыболовства и туризма.<BR>Развитие среднеценовой ниши в сетевой торговле спровоцировало перемещение спроса с открытых рынков в магазины. Освоением новых для себя ниш "сетевики" связывают с увеличением доходов населения, которое стало более требовательным к сервису покупки, отсутствующий в лоточной торговле.<BR><BR><B>"Спортивная</B><BR>неспортивность"<BR>Несмотря на покупательскую активность населения, занимается спортом в России только малая часть. Например, основная часть потребителей пополняют спортивной обувью и одеждой повседневный гардероб.<BR>Мода на спортивный стиль позволяет магазинам, делающих ставку на одежду и обувь известных марок, ежегодно увеличивать обороты (в структуре продаж многих спортмагазинов обувь и одежда занимают около 50% общего объема). Так, германская компания Adidas-Salomon AG, оценив потенциал российского рынка спортивной обуви и одежды, открыла в начале 2003 года в Москве самый большой в мире магазин Adidas, площадь которого -- 1150 м2. На российском рынке уверенно чувствуют себя также Nike, Reebok, Puma и некоторые другие одежные и обувные мировые марки.<BR>Тенденция "спортивной неспортивности" выводит торговцев -- прежде всего западных -- на развитие новых каналов сбыта. Adidas собирается осваивать российские магазины модной одежды и бутики. "Рибок Россия" намерена сделать ставку на одежду и обувь для стильной молодежи.<BR>Среди отечественных торговцев мнения о секторе спортивной одежды и обуви разделтлись. Одни считают, что заниматься этой группой товаров интересно, если торгующая компания является эксклюзивным дистрибьютором марки. По этой причине один из крупнейших петербургских операторов рынка спорттоваров, захотевший остаться неизвестным, не намерен расширять ассортимент одежды и обуви.<BR>По словам же других, сектор интересен. Так, представители "Планеты Спорт", являющейся дистрибьютором марки Asics, говорят, что спортивная одежда и обувь в объеме предложения магазина занимают 30% и в дальнейшем возможно их увеличение.<BR><BR><B>Ответственность</B><BR><B>за нацию</B><BR>Госчиновники на протяжении нескольких лет заявляют о необходимости оздоровления россиян, формулируя эту проблему как общенациональную, прелагая решить ее возможно как через целевые программы, направленные на развитие и оздоровление подрастающего поколения, так и через развитие любительского спорта.<BR>Выделив на развитие физической культуры и спорта в 2003 году в 2 раза больше бюджетных средств, чем в 2002 году, государство, тем не менее, "забыло" про любительский спорт, на долю которого пришлось 10% от всей выделенной суммы (остальные 90% ушли на профессиональный). Для сравнения: в Финляндии и Норвегии 80% спортивного бюджета направляется на строительство спортивных объектов для массового отдыха и финансирование детского спорта. В Китае на федеральном уровне работает программа национальной физической подготовки, предусматривающая вовлечение в занятия физической культурой и спортом более одного миллиарда населения страны.<BR>Разговоры же госчиновников о необходимости решения национальной проблемы дальше разговоров не идут. Реально ей занимаются бизнес-структуры и операторы рынка спортивных товаров или услуг. На частные средства создаются фитнесс-центры, строятся спортивные площадки, и в рамках рекламных кампаний пропагандируется здоровый образ жизни. Так, "Газпром" выступил спонсором в строительстве открытого детского катка с искусственным льдом в Таврическом саду Петербурга. Ё<BR><BR><BR><B>Карате и домино</B><BR>Доля занимающихся физкультурой и спортом россиян значительно уступает показателям западных стран. Если в Германии физкультурная активность держится на уровне 60% от всего населения, а в США -- 40%, то в России -- меньше 10%. По данным компании "Комкон-СПб", с 2000 года доля петербургских физкультурников не превышает отметки в 6% от количества жителей. Причем наибольшее количество спортивно занятого населения Петербурга приходится на бильярд, шашки, бадминтон и шахматы. За период 2000-2002 гг. в два с лишним раза увеличился интерес горожан к конному и парусному спорту, фехтованию, мотогонкам, водному поло, боксу, восточным единоборствам и домино.<BR>При том, что все торговцы утверждают, что наибольший спрос в весеннем сезоне 2002 г. и 2003 г. пришелся на велосипеды и роликовые коньки, увеличение доли занимающихся этими видами спорта не наблюдалось.